Блог
128 0

Эстетика викисловарь. Значение слова эстетика

Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.

1.Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий философАлександр Готлиб Баумгартен1750 г.

2.Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.

3.Эстетика – это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания. Создателями эстетических концепций являются те же авторы, которые вошли в историю философских учений, ибо вопрос о красоте – не какой-то частный вопрос. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы: что есть человек, каково его место в этом мире, какими способностями он обладает. Способность понимать прекрасное составляет специфику человеческого бытия, ибо воспринимать красоту и творить прекрасное может только человек. И наоборот: настоящим человеком является тот, кто может видеть и творить по законам красоты. Эстетика занимается философским обоснованием прекрасного и философской интерпретацией искусства.

4. Баумгартен образовал термин «эстетика» от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие) и определилэстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще». Чувства, о которых писал немецкий мыслитель, отличаются от простых ощущений, это душевные переживания, развиваемые с помощью изящных искусств. Философия XVIII века подразделяла способности человека на разум, волю и чувства, и в соответствии с этим выделяла три главные философские науки: логику, этику и эстетику. Необходимость выделить прекрасное в особую сферу появилась тогда, когда в общественной практике наука потеснила искусство. Эстетика стала напоминанием о полноте жизни, о необходимости не только рационального, но и эстетического отношения к миру.

5. Эстетика – философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности. Это современное синтетическое определение показывает, что эстетическое отношение находится в ряду других видов отношения человека к миру. Кроме того, оно не сводится к прекрасному, эстетическое отношение выражается в таких категориях как возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное остается эстетическим идеалом, однако не все в жизни и в искусстве идеально.

Сущностьэстетического отношенияк действительности становится понятнойв сравнении с познавательным и нравственным отношением к миру.

Познавательное отношениехарактеризуется такими параметрами как: повторяемость и универсальность его результатов, доказательность знания. Объект познавательного отношения предстает безлично, и познающий субъект тоже абстрагируется от своих личностных свойств. В противовес этомуэстетическое отношение предельно личностное, в нем субъективность не только не мешает, но позволяет выявить закономерности прекрасного.Эстетическое отношение дает чувственное постижение закономерностей мира.

Нравственное отношениек действительности отличается нормативностью (оно строится в соответствии с правилами), ригористичностью (правила морали не выбираются участниками, а предписываются им), наличием санкций за неисполнение норм. В отличие от этогоэстетическое отношение свободно, гармонично и является способом самовыражения личности.

Термин «эстетика» происходи т от греческого слова, означающего «чувствовать». Впервые в научный обиход он был введен в XVIII веке немецким философом А. Баумгартеном (1714-1762) в его работе, получившей одноименное название - «Эстетика».

Эстетика, несомненно, является разделом философского мировоззрения, который изучает сущность происхождения и развития природы прекрасного, проявляющего себя для сознания человека в разных формах его существования. Оставаясь чувственным познанием реальности, эстетическая деятельность человека «овеществляет» себя в рождении различных видов искусств, становящихся «генератором» эстетической культуры. Поэтому эстетика, оставаясь фрагментом философского знания, условно может быть разделена на две части. Б «первой части» эстетики предметом ее изучения выступает природа и образ прекрасного, окруженный многочисленными категориями и понятиями. Для «второй части» объектом ее изучения являются те виды искусств и их жанры, которые оказывают решающее влияние на развитие эстетики как философской дисциплины. Занимаясь изучением общих законов развития, эстетика вооружает частные теории методологическими принципами, исследует связи и отношения между отдельными искусствоведческими дисциплинами, анализирует методы исследования и границы их применения.

Кардинальной проблемой эстетики остается на все времена отношение эстетического сознания к объективной реальности, которая может быть представлена частными формами своего существования - пространством, временем, движением, материей. Поиск красоты в разных формах существования бытия породил для эстетического сознания субъекта разные виды искусств, в которых и запечатлен результат подобных «исследований». Так, например, поиск красоты в пространстве породил изобразительное искусство; поиск красоты во времени - искусства, связанные с непродолжительным существованием звука: музыку, литературу, риторику; поиск красоты в движении - искусства, связанные с пластикой, например, тайны, гимнастику и лом\ подобное; поиск красоты в материи - искусства, связанные с грубым материалом - камнем, глиной и тому подобным, а это архитектура, скульптура. Иначе говоря, структурно оформленная реальность дает возможность для эстетически одаренного сознания субъекта выстраивать иерархию искусств, ценность которых для отдельно взятого человека или группы лиц может быть различна. И действительно, едва ли не первыми среди всех зарождающихся искусств стали иероглифы, являющиеся прародителем изобразительного искусства.

Иероглифы как первые картинки знаменовали собой эстетическое освоение пространственно выражающей себя реальности. Затем человек стал нуждаться в членораздельных звуках, которые породили речь и вытекающие из нее звуковые искусства. Ритуальные танцы первых людей стали причиной возникновения искусств, связанных с пластикой и грациозностью. И, наконец, только с появлением инструментов люди стали осваиват ь грубый материал, делая первые шаги в архитектуре и скульптуре. Понятно, что подобная оценка освоения человеком мира не может быть единственно правильной, но она демонстрирует, как могла поэтапно рождаться эстетическая деятельность, связанная с возникновением искусств. Все это охватывает реальность как предмет эстетического изучения. Возникает вопрос: а что является средством для изучения эстетически проявляющей себя реальности? Ответ очевиден: чувст ва человека выступают причиной возникновения эстет ического сознания. Однако по разделу «Антропология» мы помним, что чувства бывают «внешние» и «внутренние». К внешним относятся телесные чувства: видение, слышание, обоняние, осязание и вкус, а к внутренним - интуиция и инстинкт. Все эти чувства - внутренние и внешние выступают средством для постепенной зримой и незримой красоты. Но именно деление чувств на внутренние и внешние становится основанием для деления эстетики па идеалистическое и материалистическое направления.

Так, для идеалистов образ прекрасного является атрибутом умопостигаемой реальности, куда проникнуть телесным чувствам не под силу. Зато материалистически настроенные мыслители полагают, что прекрасное телесно-чувственно воспринимаемо и принадлежит миру природных форм. В свою очередь, идеалистическое направление в эстетике можно условно «разбить» на две группы, от- личающиеея друг от друга методом восприятия умопостигаемой реальности. Первая группа идеалистов считает, что умозрительная красота открывается интуитивным созерцанием. Это направление представляют Платон, Плотин, христианские эстетики. Вторая группа идеалистов считает, что источником красоты становятся трансформированные инстинктивные переживания, в которых, как считал Юнг, хранятся архетипы - чувственно переживаемый опыт предыдущих поколений, проявляющий себя у творческой личности в виде вдохновения. Все это свидетельствует о том, что в рамках эстетики рождается иерархия представлений о том, что из себя образует природа прекрасного и к какой из возможных сфер она принадлежит.

Современное мировоззрение не может существовать без таких понятий, как этика и эстетика. Однако для понимания различий между данными терминами стоит в целом разобраться во многих нюансах. В частности, с определением слова "эстетика". Что это за понятие, и чем две науки отличаются друг от друга?

Что такое этика?

Этика - это система знаний, позволяющая людям отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. То есть это наука о прекрасном. Данные знания являются уникальными, ведь они способствуют принятию правильных решений. Систему можно свести к общественным нормам и моральным понятиям, на которые следует опираться на протяжении всей жизни. Этика представляет такие понятия, как честность, великодушие, щедрость, скупость, мстительность и многие другие.

Связь с философским учением

Этика и эстетика обладают тесной связью с философией. Изучение этики начал известный Аристотель. Термин обязан своим появлением греческому слову ethos - "этос", которое обозначает "обычаи", "нравы". Известный оратор и мыслитель Цицерон, являющийся ярким представителем эпохи Древнего Рима, перевел слово на латинский язык, в результате чего было установлено, что ethos является соответствием mores, а также производных слов moralitas - "мораль", moralis - "моральный".

Три основных понятия

В русском языке также существуют такие термины, как нравственность, нравственный. В настоящее время принято считать, что слова "этика", являются синонимами. Несмотря на это, люди, представляющие отечественную философию, различают три термина, значения которых очень похожи.

В чем разница?

Итак, в чем же заключается различие? Под этикой принято подразумевать науку, позволяющую получать знания для того, чтобы отличать зло от благородного добра, ослепительное и прекрасное от удручающе-безобразного, а под моралью, нравственностью - сознание и поведение, которые изучаются. Этика, представляющая собой науку о морали, в определенной степени является элементом самой морали. Какое же отличие можно отметить? Этика включает в себя всеобщие принципы, являющиеся неизменными, а мораль - специфические правила (постулаты), через которые в полной мере и реализуются общие принципы личности и общества, но с возможностью их изменения.

Этика должна существовать в человеке с детства

21-й век подарил обществу такое понятие, как биоэтика, которая органически связана с этикой семьи и пола. Ведь полноценное общество напрямую определяется здоровыми, красивыми отношениями между мужчиной и женщиной. Благополучная семья вкладывает в неокрепшие умы и души детей те ценности, которые впоследствии становятся ключевыми для морального, физического и психического здоровья всего общества. Каждый человек должен получать знания об этике и осваивать их с раннего детства. Только в этом случае в обществе можно поддерживать согласие, порядок. К тому же каждый ребенок должен понимать, о каких нормах и моральных понятиях следует помнить в любой ситуации.

Правильность жизни

Этика нравственной личности сугубо индивидуальна, абсолютна и не регламентирована. Этика общества, наоборот, создана для процветания социума, релятивна и четко регламентирована. Именно поэтому нравственная личность не в состоянии безропотно и покорно подчиняться главенствующей этике социума, она находится в неумолимой полемике с ней. Она постоянно протестует против нее, считая гораздо ниже по уровню. И в результате между ними неизбежно возникает антагонизм из-за разных подходов к понятию гуманности. Этика общества неспособна уважать гуманность, а этика личности нравственной - наоборот. Ведь гуманностью считается жертвование собой ради достижения общей цели. Человек, стремящийся жить правильно, должен с этических позиций оценивать как свое поведение, так и поступки всех других людей. Представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, приличном и неприличном должны помогать оценивать многогранный внутренний и внешний мир. Данный подход позволит понять, какого поведения и стиля необходимо придерживаться на протяжении своей жизни. Английский философ Джордж Эдвард Мур уверен в том, что этика позволяет принимать решения, совершать выбор. Опираясь на принципы этики и морали, можно жить в гармонии с собой.

Что такое эстетика?

Эстетика - что это? Она представляет науку о чувственном познании мира, постижении и создании прекрасного, способна выражаться в различных образах искусства. Категории "эстетическое" и "прекрасное" являются наиболее близкими друг к другу. Это объясняется тем, что прекрасное представляет собой идеал, в соответствии с которым можно рассматривать иные эстетические феномены. Таким образом, прекрасное становится особенной мерой.

Положительные и отрицательные стороны

Следует отметить, что в современной теории принято выделять как положительные категории, так и их антиподы, например:

  • прекрасное - безобразное;
  • замечательное - ужасное;
  • возвышенное - низменное.

Данный аспект научного исследования основан на том, что выделение положительного значения качества всегда предполагает существование противоположного.

История понятия

Термин "предмет эстетики" появился в середине XVIII столетия. Понятие было введено в научный обиход благодаря философу Александру Готлибу Баумгартену из Германии. Следует отметить, что термин обязан своим происхождением греческому слову aisthetikos, которое можно перевести как "чувствующий". Баумгартен смог найти особенную позицию в научном мире, в результате чего появилась новая самостоятельная дисциплина, близкая к философии, - эстетика. Что это был настоящий прорыв, отрицать невозможно.

Развитие эстетики

Как это происходило?Предмет эстетики обогащался с самого начала. В античный период философы рассматривали общие вопросы природы красоты и искусства. В средневековье люди старались познавать Бога. В эпоху Возрождения эстетическая мысль начала активно развиваться в сфере художественной практики, но при этом была заметна тесная связь с природой. В начале Нового времени наука стала основой норм искусства, в том числе развивалась и эстетика литературы. В эпоху Просвещения эстетика позволила начать оценивать разные художественные произведения в аспекте их общественной роли. Именно в то время авторы старались представлять произведения, которые обладали особенной познавательной и нравственной значимостью, позволяли людям самосовершенствоваться.

Мнение философов об эстетике

Иммануил Кант, являющийся одним из самых известных философов, считал, что философия эстетики позволяет изучать прекрасное в искусстве, которое и является ее предметом. Однако при этом изучение предметов прекрасного не осуществляется. Согласно взглядам Иммануила Канта, эстетика (что это за наука, описано выше) рассматривает различные суждения о прекрасном, в связи с чем представляет собой основу для критики разных художественных произведений с целью установить их соответствие данным категориям и определить уровень познавательной, нравственной значимости. Философ Георг Гегель отмечал, что эстетика является частью философии, но создана она для изучения разных направлений искусства, в результате чего наука позволяет определять, какое место занимает каждое в системе прошлого, нынешнего и будущего поколений людей.

Этика и эстетика для самосовершенствования и познания окружающего мира

Впоследствии предмет сужался до теоретического обоснования, позволяющего определить направление в искусстве, проанализировать особенности художественного стиля произведения. Все это эстетика. Что это в будущем станет одним из школьных предметов, не мог подумать никто.

Марксисты обозначали ее как особенную позволяющую оценивать закономерности ее освоения. В то же время эстетика в искусстве воспринималась как мирового общества.

Русский философ Алексей Федорович Лосев рассматривал предмет науки как особенный мир выразительных форм, который создается как человеком, так и природой. Он был уверен в том, что следует изучать не только прекрасное, но и другие эстетические категории, среди которых надо отметить безобразное, комическое, возвышенное, низменное, ужасное, т. е. существуют не только эстетика и искусство, но и полные противоположности. Данный взгляд Лосев обосновывал тем, что эстетика представляет собой науку, позволяющую изучать особенности восприятия разных выразительных форм окружающего мира и находить возможности для проявления творческих талантов. Опираясь на данный смысл, понятие художественной формы мы можем рассматривать как синоним произведения искусства.

Современная эстетика

В настоящее время предмет эстетики по-прежнему является подвижным и изменчивым, в связи с чем многие ученые будут продолжать поиск ответа. Однако такое понятие весьма популярно, так как используется практически во всех сферах жизни. Например, довольно часто можно услышать "эстетика тела" или же "эстетика бизнеса" и т. д.

Науку следует рассматривать с учетом такой фундаментальной категории, как "эстетическое". Необходимо отметить, что она представляет собой всеобъемлющее универсальное понятие по отношению ко многим вещам.

Особенности этического и эстетического освоения мира

Этическое освоение мира позволяет совершенствовать мораль каждого человека, лучше понимать истинное положение дел и активно стремиться к созданию идеального мира. Каждая личность начинает понимать идеалы, развивать свой вкус, воспринимать нравственные принципы и моральные нормы разных народов, оценивать поступки своих знакомых. Этическое познание позволяет понять все и принципы нравственности, которых придерживается общество, а также осознать особенности мировоззрения каждого народа.

Освоение мира

Эстетическое освоение мира возможно только в том случае, если присутствует заинтересованность в предмете познания или ориентация на целостное восприятие. Искусство позволяет формировать, а впоследствии и регулировать механизм присвоения общественно-исторического опыта. Восприятие художественного произведения способствует самосовершенствованию и изменению взглядов о мире на основе личных ощущений и социокультурной природы эстетического знания. Понимание эстетического богатства мира позволяет узнать все особенности художественного метода, представляющего собой аналог произведения.

Этическое и эстетическое познания мира - лучший способ самосовершенствования. Крылатое выражение знаменитого британского писателя Оскара Уайльда гласит: "Эстетика на голову выше этики!" Получается, творец утверждает, что именно красота выше, т. е. важнее добра. Прав ли он? Или же нет? Только индивидуально и искренне отвечая на поставленные вопросы, каждый индивидуум сможет более глубоко представить себе направления деятельности: по постулатам добра или законам красоты. Выбор за вами: этика или эстетика. Что это для вас лично?

  • Философская дисциплина, изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т.д
  • Словарь медицинских терминов

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    эстетика

    ж. греч. ученье или теория об изящном, об изяществе в художествах. -тическое чувство или вкус, изящный. Эстетик, теорик в изящных искуствах.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    эстетика

    (тэ), эстетики, мн. нет, ж.

      Наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии (искус.).

      Система взглядов на искусство, к-рой придерживается кто-н. (книжн.). Эстетика Пушкина. Каждый класс несет с собой эстетику, если у него свой образ жизни, свой подход к действительности. Луначарский.

      То же, что эстетизм (книжн.). Марианна восставала на эстетику. Тургенев.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    эстетика

      Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и в жизни.

      Система взглядов на искусство или на какой-л. его вид, которой придерживается кто-л.

      Красота, художественность в чем-л.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    эстетика

    ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" - низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика - наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 - нач. 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

    Эстетика

    (от греч. aisthetikos ≈ чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Соотношение этих разделов Э. менялось на протяжении её истории и понимается неодинаково ≈ от попыток сведения Э. к «философии прекрасного» до её трактовки как «философии искусства»; не раз предлагалось расчленить Э. на несколько самостоятельных научных дисциплин ≈ на теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства, однако опыт показывал, что эстетические ценности реального мира и художественное его освоение связаны столь тесно, что разорвать их изучение практически невозможно. Это нередко порождало другую крайность ≈ отождествление художественной деятельности и эстетической активности человека, взаимоотношение между которыми в действительности достаточно сложно. Т. о., оба основных раздела Э., будучи органически взаимосвязаны, обладают относительной самостоятельностью. В первом из них рассматриваются такие вопросы, как природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений; закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих в множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. п.); диалектическая связь эстетической ценности и эстетической оценки, эстетического восприятия и эстетически ориентированной практики; значение эстетической активности человека в социальной и индивидуальной жизни, в разных областях культуры; взаимосвязь эстетического и художественного в разных сферах их проявления ≈ в практической деятельности и в созерцании, в воспитании и образовании людей. Второй раздел Э. как науки, посвященный специальному анализу художественной деятельности, включает изучение её возникновения в филогенезе и онтогенезе; её структурного и функционального своеобразия в ряду других форм человеческой деятельности, её места в культуре; связи процесса художественного творчества, структуры воплощающих его произведений искусства и характера их восприятия человеком; законов, порождающих разнообразие конкретных форм художественной деятельности (видов, родов, жанров искусства) и её исторических модификаций (направлений, стилей, методов); особенностей современного этапа художественного развития общества и исторических перспектив развития искусства. Вместе с тем Э. никогда не ограничивалась одним только изучением закономерностей эстетического и художественного освоения человеком мира, но так или иначе направляла это освоение, вырабатывая определённые критерии эстетической оценки и программы художественной деятельности. Этот момент нормативности имел то больший, то меньший удельный вес в Э. (ср., например, нормативную Э. классицизма и антинормативную Э. романтизма), однако так или иначе научно-познавательные функции Э. всегда переплетаются с её ценностно-ориентирующими, идеологическими функциями.

    Длительный исторический процесс становления и развития эстетической мысли направлялся рядом обусловливавших его факторов: идеологическими и социально-психологическими позициями различных классов и общественных групп, которые Э. выражает и теоретически обосновывает; особенностями изменяющегося предмета изучения ≈ эстетической культуры и художественной практики; характером философских учений, из которых вырастали или на которые опирались эстетические теории; позициями смежных наук (искусствоведения и литературоведения, психологии, социологии и др.).

    Эстетическая мысль зародилась в глубочайшей древности в мифологическом сознании доклассового общества. Анализ мифов разных народов показывает, как запечатлевались в них первоначальные представления людей о происхождении различных искусств, об их роли в жизни человека, о связи искусства и красоты (например, древнегреческий миф об Аполлоне Мусагете и предводительствуемых им Музах). Однако история Э. в собственном смысле началась лишь с формированием научно-теоретической мысли. На первом этапе своего развития, который продлился в Европе до середины 18 в., Э. не была ещё самостоятельной научной дисциплиной и не имела даже собственного названия. В античности, например, эстетическая проблематика разрабатывалась, с одной стороны, в философских сочинениях (пифагорейцами, Сократом, Платоном, Аристотелем), а с другой ≈ в трактатах, посвященных теории разных видов искусства (например, в трактатах Поликлета, Горгия, Витрувия, Горация). Это не помешало, однако, тому, что многие глубокие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для всего последующего развития европейской эстетической мысли (развитие Э. на Востоке шло специфическими путями, лишь временами соприкасаясь с развитием европейской Э.).

    Христианская Э. средневековья обосновывала спиритуалистическое понимание эстетических явлений и трактовала структуру искусства в символическом духе (Августин, Фома Аквинский и др.). Только в эпоху Возрождения эстетическая мысль освободилась из теологического плена и стала светской, гуманистической и реалистически-ориентированной. Но при этом стали ослабевать связи Э. с философией, которая непосредственно опиралась теперь на естественнонаучное знание и не испытывала глубокого интереса к эстетико-художественным проблемам. Такой интерес проявлялся, однако, представителями художественной практики, поскольку радикальная перестройка творческого метода требовала теоретического обоснования. Соответственно разработка эстетической проблематики сосредоточивается в эту эпоху в искусствоведческих трактатах, авторами которых были крупнейшие художники (Л. Б. Альберта, Леонардо да Винчи, А. Дюрер и др.) и теоретики различных видов искусства.

    В 17 ≈ 1-й половине 18 вв. проблемы сущности красоты и природы искусства продолжают обсуждаться в трактатах по теории отдельных его видов (Н. Буало, Ш. Сорель, М. В. Ломоносов и др.) или в работах художественно-критического жанра (И. Бодмер и И. Брейтингер, Д. Дидро и др.). Художественно-практическая ориентация Э. приводила к выдвижению на первый план вопросов, связанных с теоретическим обоснованием и защитой того или иного метода творчества, стиля, направления ≈ маньеризма, классицизма, барокко, реализма. При этом столкновение различных эстетических программ (например, борьба Дидро и Г. Э. Лессинга за реализм, полемика сторонников классицизма и барокко в Италии и Испании) отчётливо выражало борьбу идеологий. Идеология Просвещения придала особую остроту и размах процессу теоретического осмысления новых путей развития искусства, породив во всех европейских странах сильное, хотя и весьма разнородное по философским и художественным пристрастиям, движение, именуемое «просветительской Э.» (Дидро и Ж. Ж. Руссо во Франции, Лессинг и И. И. Винкельман в Германии, А. Шефтсбери и Г. Хом в Великобритании и др.).

    Активизация интереса к искусству, его возможностям в становлении миросозерцания человека вела к сопоставлению разных видов художественного творчества (Ж. Б. Дюбо, Дж. Харрис и др.), а затем к формированию представления о единстве всех «изящных искусств» (Ш. Баттё, М. Мендельсон). С этим была связана постановка проблемы вкуса, который рассматривался как специфический психический механизм, способный воспринимать и оценивать красоту и плоды художественного творчества. В этом пункте навстречу искусствоведческой мысли двигалась философия, которая стала всё более активно включать эстетическую проблематику в сферу исследования (трактаты Дж. Вико, К. А. Гельвеция, Вольтера, Д. Юма, Э. Бёрка). В середине 18 в. А. Г. Баумгартен, последователь Г. В. Лейбница, доказал необходимость выделения посвященного этому кругу вопросов самостоятельного раздела философии наряду с этикой и логикой. Баумгартен назвал его «Э.», т. е. «теория чувственного познания»; разработка её вылилась в создание цельного и связного учения о прекрасном и об искусстве, поскольку красота была определена Баумгартеном как «совершенство чувственного познания», а искусство ≈ как воплощение красоты.

    Так начался второй этап истории Э., характеризовавшийся её превращением в самостоятельный раздел философии, необходимый последней для полноты объяснения культуры, человеческой деятельности, социальной истории. По пути, намеченному Баумгартеном, пошли крупнейшие представители немецкой философии и художественной культуры ≈ И. Кант, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Правда, в начале 19 в. романтическое движение, обогатив Э. открытием многих закономерностей искусства, недоступных рационалистически-метафизическому сознанию просветителей, своей антирационалистической направленностью подрывало основы Э. как систематической научной теории. Однако Гегель, восстановив в правах возможности разума и раскрыв перед ним диалектический путь познания, преодолел эти опасные для научной Э. тенденции и построил грандиозную эстетическую концепцию, в которой теоретический анализ был органически соединён с исторической точкой зрения на художественную деятельность человека, её развитие и её место в культуре. Тем самым Гегель завершил идущий от Баумгартена этап развития Э. как раздела энциклопедически всеобъемлющего философского знания, покоившегося на идеалистическом мировоззрении.

    Начавшийся после этого третий этап истории Э. характеризуется острой борьбой различных методологических и идеологических ориентаций. В идеологическом плане эта борьба выразилась в поляризации трёх основных направлений эстетической мысли 19≈20 вв. Буржуазная Э. разнообразными способами обосновывала эстетизм и принципы «чистого искусства», «искусства для искусства» (от «парнасцев» и школы К. Фидлера до Х. Ортеги-и-Гасета и Х. Рида). Демократическая Э. выступала и в форме утопически-социалистических теорий (от П. Прудона до Л. Н. Толстого), и в революционно-демократической концепции русских мыслителей (В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова), но в обоих случаях защищала принципы реалистического искусства, тесно связанного с реальной жизнью общества и критического по отношению к буржуазной действительности. Пролетарская социалистическая Э. была разработана К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, в развитие её существенный вклад внесли Ф. Меринг, П. Лафарг, Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, А. Грамши, Д. Лукач и многие другие представители марксизма-ленинизма в разных странах мира. В философско-методологическом плане разнообразие путей развития эстетической мысли в 19≈20 вв. порождалось её опорой на различные философские учения ≈ те или иные формы объективного идеализма (Ф. Т. Фишер, В. С. Соловьев) и субъективного идеализма (А. Бретон), позитивизма (Г. Спенсер, И. Тэн, Дж. Дьюи) и интуитивизма (Б. Кроче, А. Бергсон), антропологического материализма (фейербахианская Э. и Э. русских революционных демократов), феноменологии (Н. Гартман, Р. Ингарден, М. Дюфрен), экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер). Другой аспект дифференциации эстетических учений данной эпохи выразился в стремлении связать Э. с той или иной конкретной наукой; так рождались психологическая Э. (Г. Фехнер, Т. Липпс), физиологическая Э. (А. Грапт-Аллен, В. В. Велямович), психоаналитическая Э. (3. Фрейд, Ж. Лакан), социологическая Э. (М. Гюйо, Ш. Лало), искусствоведческая Э. (Э. Ганслик, Х. Зедльмайр), семиотическая Э. (Ч. Моррис, У. Эко), кибернетическая и информационная Э. (А. Моль, М. Бензе), математическая Э. (Дж. Биркгоф). Наконец, эстетические учения 19≈20 вв. различаются по тому, какое конкретное направление художественного творчества они теоретически обосновывают ≈ критический реализм (О. Бальзак, русские революционные демократы), натурализм (Э. Золя), символизм (Вяч. Иванов, А. Белый), абстракционизм (В. Кандинский).

    Принципиальное отличие марксистской Э. от всех направлений эстетической мысли 19≈20 вв. обусловлено прежде всего тем, что она вырастает на философском фундаменте диалектического и исторического материализма и выступает как теоретическая платформа социалистического реализма, в разработке которой приняли активное участие наряду с классиками марксизма-ленинизма и теоретиками искусства крупнейшие представители художественной практики (М. Горький и С. М. Эйзенштейн, Б. Брехт и И. Бехер, Л. Арагон, Р. Фоке и др.).

    Современная марксистско-ленинская Э. завоёвывает всё больший авторитет во всём мире, а в социалистических странах служит теоретической основой строительства художественной культуры и работы по эстетическому воспитанию трудящихся масс. Решая эти задачи, марксистско-ленинская Э. совершенствуется на протяжении всей своей истории, растёт вместе с научной мыслью, философией, современным искусством, борется против догматических и ревизионистских извращений, овладевает комплексным и системным подходами, которые помогают преодолевать любые односторонности в трактовке эстетических проблем. И хотя многие из этих проблем ещё не получили однозначного решения и вызывают острые теоретические дискуссии (например, соотношение природного и социального в сфере эстетических ценностей, основные социальные функции искусства, природа реализма и т. п.), основные контуры марксистской эстетической теории прослеживаются сегодня с достаточной определённостью.

    Её исходным положением является признание практической человеческой деятельности основой эстетического отношения человека к миру. В общественном труде формируется неизвестная животным способность человека созидать и «по законам красоты» (см. К. Маркс, в кн. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94) ко всему подходить с эстетической мерой. В результате человек начинает находить в мире ≈ в общественной жизни и в природе ≈ разнообразные эстетические ценности: красоту и величие, гармонию и драматизм, трагизм и комизм. Т. о., сфера действия эстетических закономерностей, эстетических принципов и критериев выходит далеко за пределы искусства; это означает, что эстетическая активность человека в социалистическом обществе не может ограничиваться художественной деятельностью, но должна распространяться на все без исключения области жизни. Соответственно этому и эстетическое воспитание не может сводиться к художественному воспитанию ≈ воспитанию отношения человека к искусству или же к его воспитанию средствами искусства, но должно органически включаться во все формы воспитания: трудовое, нравственное, политическое, физическое и т. п., ибо только при этом условии возможно формирование целостной, гармонической, всесторонне развитой личности.

    Марксистско-ленинская Э. показывает, что в решении этой задачи особую роль играет искусство, поскольку оно объединяет эстетическое, нравственное и др. виды воздействия на человека, т. е. формирует человека целостно, а не односторонне. Эстетическая наука приходит к такому выводу, исследуя исторический процесс возникновения и развития художественной деятельности, её структуру и социальные функции. Художественная деятельность порождается потребностями наследования культуры, накопления опыта человеческой жизни и его передачи от поколения к поколению и от общества к личности. Дополняя и целенаправленно расширяя реальный опыт индивида, искусство оказывается мощным средством духовного формирования каждого нового члена общества, его приобщения к ценностям, нормам, идеалам, накопленным культурой и отвечающим потребностям данного общественного уклада, данного класса, этнической группы, социальной среды. Тем самым в искусстве диалектически соединяется общечеловеческое, исторически изменчивое, национальное, классовое, личностное. Эта диалектика фиксируется в выработанной марксистско-ленинской Э. системе социально-эстетических координат, в которых описывается каждое отдельное художественное явление ≈ историческая конкретность, национальное своеобразие, классовость, народность, партийность, уникальность.

    Основная социальная функция искусства обусловливает структуру художественного способа. отражения действительности. Он именуется в Э. художественно-образным. Художественный образ является мельчайшей и неразложимой «клеточкой» художественной «ткани», в которой запечатлеваются все основные особенности искусства: художественный образ есть форма познания действительности и одновременно её оценки, выражающей отношение художника к миру; в художественном образе сливаются воедино объективное и субъективное, материальное и духовное, внешнее и внутреннее; будучи отражением реальности, художественный образ является и её преображением, т. к. он должен запечатлеть единство объекта и субъекта и потому не может быть простой копией своего жизненного прообраза; наконец, передавая людям то, что художник хочет сказать о мире и о себе, художественный образ выступает одновременно и как определённое (поэтическое, идейно-эстетическое) значение и как несущий это значение специфический знак. Такая уникальная структура художественной «ткани» сближает искусство в одном отношении с наукой, в другом ≈ с моралью, в третьем ≈ с продуктами технического творчества, в четвёртом ≈ с языком, позволяя искусству при всём этом сохранять суверенность, поскольку оно оказывается носителем специфической информации, недоступной всем остальным формам общественного сознания. Поэтому взаимоотношения искусства и других способов освоения человеком мира оказываются основанными на диалектике взаимного сближения и взаимного отталкивания, конкретные формы которой обусловливаются различными общественно-историческими и классово-идеологическими потребностями; в одном случае искусство сближается с религией и отталкивается от науки, в другом, напротив, рассматривается как способ познания, родственный науке и враждебный религии, в третьем ≈ противопоставляется всем остальным видам внеэстетической, утилитарной деятельности и уподобляется игре, и т. д. Марксистско-ленинская Э. ориентирует художественное творчество в социалистическом обществе на диалектическое разрешение данного противоречия, т. е. на всемерное укрепление его связей с идеологией, наукой, техникой, спортом, различными средствами коммуникации и одновременно на утверждение его специфических художественных, поэтических, эстетических качеств.

    Поскольку искусство охватывает множество видов, родов, жанров, общие принципы художественно-образной структуры преломляются в каждом из них по-своему. Соответственно каждый конкретный способ художественной деятельности имеет особое содержание и особую форму, что обусловливает его своеобразные возможности воздействия на человека и специфическое место в художественной культуре. Вот почему в разных историко-культурных ситуациях литература, музыка, театр, живопись играли неодинаковую роль в духовной жизни общества, и точно так же различный удельный вес на разных этапах художественного развития имели эпический, лирический, драматический роды художественного творчества, равно как и жанры романа и повести, поэмы и симфонии, исторической картины и натюрморта. Эстетическая теория склонна была всякий раз абсолютизировать современное ей конкретное взаимоотношение искусств, в результате чего какой-либо один вид, род, жанр искусства возвеличивался за счет других и воспринимался как некая «идеальная модель» художественного творчества, способная будто бы наиболее полно и ярко представить самую его сущность. Подобный односторонний подход успешно преодолевается в марксистской эстетической науке, все более последовательно проводящей идею принципиального равноправия всех видов, родов и жанров искусства и в то же время выявляющей причины, по которым каждый из них выдвигается на первый план в ту или иную историческую эпоху. В результате Э. получает возможность выявлять общие законы искусства, лежащие в основе всех его конкретных форм, затем морфологические законы перехода общего в особенное и индивидуальное и, наконец, исторические законы неравномерного развития видов, родов, жанров искусства.

    Эстетическая наука делает свои теоретические выводы и обобщения, опираясь на разносторонние исследования искусства в искусствоведческих науках, а также в психологии, социологии, семиотике, кибернетике; при этом Э. не растворяется ни в одной из наук и сохраняет свой философский характер, который и позволяет ей строить целостную теоретическую модель художественной деятельности. Последняя может рассматриваться при этом как специфическая система, состоящая из трех звеньев ≈ художественного творчества, художественных произведений и художественного восприятия. Их связь является особой формой общения, существенно отличающейся от научной, деловой, технической коммуникации, т. к. произведение искусства ориентировано на его восприятие человеком как личностью со всем ее уникальным жизненным опытом, строем сознания и складом чувств, ассоциативным фондом, неповторимым духовным миром и требует поэтому активного сотворчества воспринимающего, его душевного соучастия, глубинного переживания и личностной интерпретации. Поскольку же социологический подход к художественной деятельности устанавливает конкретную социальную детерминированность духовного мира всех личностей, участвующих в «художественном диалоге» ≈ личности художника, личности исполнителя (актера или музыканта), личности героя художественного произведения, личности читателя, слушателя, зрителя, ≈ постольку воздействие искусства на человеческие души оказывается формой общественного воспитания личности, инструментом ее социализации. Соответственно современная художественная жизнь раскрывается эстетической наукой как специфическая сфера проявления общих социально-исторических коллизий эпохи, борьбы двух противоположных общественных систем, буржуазной и коммунистической идеологий.

    Огромное практическое значение имеет разрабатываемая марксистско-ленинской Э. теория социалистического реализма. Она призвана направить творческую деятельность по пути, отвечающему интересам формирования человека коммунистического общества ≈ всесторонне и гармонически развитого, носителя высокой гражданственности и нравственного благородства, политической сознательности и убежденности, социальной активности и душевной чуткости. Поскольку важнейший принцип социалистического общества ≈ единство общенародных интересов, идеалов, устремлений и неповторимости каждой личности, постольку в искусстве социалистического реализма единые позиции творческого метода служат предпосылкой богатства художественных стилей, а народность и партийность искусства органически связаны со свободой творчества.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1≈2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1≈2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 7≈8, М., 1967; Волькенштейн В. М., Опыт современной эстетики, М.≈Л., 1931; Виноградов И. А., Вопросы марксистской поэтики, Л., 1972; Недошивин Г. А., Очерки теории искусства, М., 1953; Современная книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Павлов Т., Избр. филос. произв., пер. с болг., т. 4, М., 1963; Кох Г., Марксизм и эстетика, пер. с нем., М., 1964; Асмус В. Ф., Вопросы теории и истории эстетики. Сб. ст., М., 1968; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Семиотика и искусствометрия. Сб. переводов, М., 1972; Марксистско-ленинская эстетика, М., 1973; Еремеев А. Ф., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1≈4, Свердловск, 1969≈75; Борев Ю. Б., Эстетика, 2 изд., М., 1975; 3ись А. Я., Искусство и эстетика, 2 изд., М., 1975; Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Lukács G., Aesthetic, Bd 1, Luchterhand, 1963; John Е., Probleme der marxistisch-leninistischen Aesthetic, Halle, 1967.

    История эстетики. Илиев А., История на естетиката, 2 изд., София, 1958; Гилберт К., Кун Г., История эстетики, пер, с англ., М., 1960; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1≈5, М., 1962≈70; Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В., Очерки истории эстетических учений, М., 1963; Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965; Идеи эстетического воспитания. Антология, т. 1≈2, М., 1973; Лекции по истории эстетики, под ред. М. С. Кагана, кн. 1≈3, Л., 1973≈77; Schasler M., Kritische Geschichteder Ästhetik, B., 1872; Bosanquet B., A history of aesthetics, 2 ed., L., 1904; Knight W., The philosophy of beautiful..., L., 1891; Utitz E., Geschichte der Ästhetik, B., 1932; Bayer R., Histoire de l"esthétique, P., 1961; Tatarkiewicz W., Historiaestetyki, 2 wyd., t. 1≈3, Wrocław, 1962≈67; Munro Th., Oriental aesthetics, Cleveland, 1965; Morpurgo Tagliabue G., L"esthétique contemporaine. Une enquete. Mil., 1960.

    Библиография. Каган М. С., Библиографический указатель к «Лекциям по марксистско-ленинской эстетике», Л., 1966; Gaylay С. М., Scott F. N., А guide to the literature of aesthetics, Berk., 1890; Hammond W. A., A bibliography of aesthetics and of the philosophy of the fine arts from 1900 to 1932, N. Y., 1934. см. также лит. при статьях Искусство, Прекрасное, Реализм в литературе и искусстве, Социалистический реализм, Художественный образ.

    М. С. Каган.

    Википедия

    Эстетика

    Эсте́тика(, от - «чувство, чувственное восприятие ») - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

    Согласно А. Ф. Лосеву, в его крочевском понимании предмета эстетики, этим предметом является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась. Лосев отмечал, что практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально-исторической конкретики.

    Эстетика – наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т.п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

    Примеры употребления слова эстетика в литературе.

    Или перед нами - первые проблески алогизма как художественного принципа, взятого на вооружениеэстетикойболее позднего времени?

    Всяэстетикапанков, их нарочитая агрессивность, стремление к эпатажу любыми средствами, выражала главным образом идеологию аутсайдеров, т.

    Но тут сзади его облапил профессорэстетики- дюжий, здоровенный мужчина - и, повернув его лицом к себе, так что Бальтазар расплескал больше чая, чем позволяло приличие, взревел громоподобным голосом: - Дражайший Лукас Кранах!

    Чуждые барочному пафосу, подобные взгляды были близкиэстетикеклассицизма.

    Семиотик,эстетик, историк средневековой литературы, критик и эссеист, профессор Болонского университета и почетный доктор многих университетов Европы и Америки, автор десятков книг, число которых он ежегодно увеличивает со скоростью, поражающей воображение, Умберто Эко - один из самых бурлящих кратеров вулкана современной интеллектуальной жизни Италии.

    Пьесы Вебстера вобрали в себя основные элементы ренессанснойэстетикии явились как бы последними вспышками реализма Возрождения в елизаветинском театре.

    Чудесным избавлением, прокладывающим себе дорогу в пространствующий мир высших сфер, сжимающихся и мерно расширяющихся в такт ритмической сущности того нелегкого, но таинственного пространства в просветах пещер которого, занавешивающих себя сталактитами и сталагмитами, покоящихся, вечно-сущих, самососредоточенных, оснований самой музыки, развертывание которого образует легкие всякого легкого дыхания, прокалывамые лишь только склеванными ребрами музыкальных оснований композиторского скелета, обновляющегося меловой известью так и не извевшихся до музыкальных оснований вод бассейна, возникающего в подражание священному одиночеству мысли призрака, отведывающего горьковатую настойку совести в целях риторического прокашливания с привкусом времени и рябиновых ягод, которые гроздьями поглощаются в том неистовом невыносимом упорстве, уносящемся от себя самого, упускающего себя самого через певчую прорезь сознания, упрямства мышления, желающего возбудить вкус в отпавших от бытия вещах в качестве такого их внутреннего с

    Без эмоциональной воспитанности напрасными будут слова о формировании и утверждении высоких гражданских чувств, о воспитании убеждений, обэстетикежизни и труда.

    Голд участвовал в выработке основ нового, социально значимого и преобразующего действительность искусства, но на многих его работах лежит печать вульгаризаторства и догматизма, свойственных марксистскойэстетикетех лет.

    Европейский интеллектуал в то время, которое Россия была тяжело инфицирована большевизмом, переваривал новуюэстетику, которую можно назвать первой волной континуумального мира -эстетику, заложенную Коро, Моне, Сезанном, Ницше, Ван Гогом, Дебюсси, Ибсеном, Стринбергом, а такжеэстетикупозитивизма, а потому пребывал в геометрически разобранном состоянии.

    Август Шлегель считал, что любой, кто хочет заниматьсяэстетикойили спекулятивными науками, должен заложить фундамент в Геттингенском университете, средоточии немецкой учености.

    Йитс не разделял ихэстетикудекаданса, но именно они приобщили его к поэзии европейского символизма, к Бодлеру, Верлену и Рембо.

    В качестве компромисса между сферой, которую диктует Евклидова геометрия, и формой пиратского сундучка, за которую, вероятно, ратовал отделэстетикиготовых завтраков, они пришли к поперечно полосатым подушечкам.

    Вэстетикевинопития Ерофеева раблезианское начало нередко оттесняется далеко на задний план той чисто русской метафизикой пьянства, которая зачастую тождественна метафизике суицида.

    Он не видел Италии - страны дивной природы и родины классической живописи, не рекомендовал и другим путешествовать туда, и его бывшие ученики, впоследствии превратившиеся в профессоровэстетики, очень досадовали на него за это.

    ЭСТЕТИКА(от греч. aisthetikos- имеющий отношение к чувственному восприятию) наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического. Составной частью эстетики является теория эстетического воспитания (во взаимодействии с психологией). Предмет эстетика изменяется в ходе развития человеческого общества и его культуры. Вместе с развитием общественно-исторической практики и общим прогрессом человеческого знания расширяется круг предметов и явлений, являющихся объектом эстетики, изменяются и понятия о них.

    Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г. Но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. История эстетики - это история возникновения, развития и борьбы двух основных направлений - материализма и идеализма, отражающих борьбу прогрессивных и реакционных классов и общественных сил на каждом этапе развития человеческого общества. Основной вопрос эстетики - это вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Лишь материализм дает правильный ответ на этот вопрос, признавая реальность за источник, первичное по отношению к эстетическому сознанию. Основные направления в развитии эстетики отчетливо обозначились в Древней Греции, где искусство и философское осмысление его сущности достигли довольно высокого развития. Гераклит, Демокрит, Эмпедокл, Аристотель, Эпикур со всей определенностью отстаивают положение о том, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах, отношениях и закономерностях бытия. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, целостность рассматриваются названными мыслителями как объективные основы прекрасного. В античной Греции зародились и идеалистические эстетические теории. Так, пифагорейцы основу эстетического видели в чисто количественных отношениях, понятых в качестве идеальных сущностей. Платон объявляет идею источником эстетического начала.

    Идеалистические тенденции античной эстетики получили продолжение в период феодального средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский и др. источник красоты видят в боге. Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием материалистических традиций античности. Леонардо да Винчи, Л. Альберти, А Дюрер, М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес реабилитируют отвергнутую средневековыми мыслителями природу, посюсторонний реальный мир и утверждают мысль о том, что природа и человек по своей сущности прекрасны, что задача художника - воспроизводить эту реальную красоту природы и человека. Природа - источник творчества и вместе с человеком - главный предмет художественного отображения Искусство, подобно науке, должно стремиться к постижению объективной правды. Искусство и эстетика Возрождения полны жизнеутверждающего пафоса. Определенный вклад в эстетику внесли теоретики классицизма, подчеркивающие важное значение нравственного долга как стимула человеческого поведения, а также значение норм, правил в процессе творчества, хотя последний момент преувеличивался. Французские просветители главное внимание уделили выяснению социальной функции искусства и гносеологической природы художественного творчества. Вольтер, Монтескье, Дидро, Гельвеций, Руссо, с одной стороны, подчеркивают нравственно-политический аспект искусства, с другой- указывают на то, что искусство может выполнить свою высокую миссию лишь в том случае если оно будет давать правдивое отражение реальности. В разработке реалистического метода особенно велики заслуги Дидро, сочетавшего в своем лице выдающегося философа, художественного критика и писателя.

    Из немецких просветителей следует прежде всего назвать Лессинга, Гердера, а также Гете и Шиллера раннего периода их творчества. Заслуга немецких просветителей заключается в обосновании реализма в искусстве, разработке проблемы народности. Гердер впервые поставил вопрос о необходимости исторического под хода к художественной культуре. Этот аспект был проанализирован Шиллером. Глубокую трактовку у немецких просветителей получили фундаментальные эстетические понятия прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, вопросы, связанные с общественной природой искусства (его социальная обусловленность место в жизни общества и т. д.).

    Высшего пункта буржуазная эстетика на Западе достигла в исследованиях наиболее видных представителей немецкой классической философии-Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Несмотря на внутреннюю противоречивость философско-эстетическая концепция Канта содержит ряд гениальных догадок о природе эстетического, о специфике эстетического принципа, об основных категориях эстетики, (прекрасное, возвышенное) об отличительных особенностях эстетического чувства («незаинтересованный» характер).

    Серьезный недостаток эстетической концепции Канта заключается в том, что он отрицает объективный характер эстетических законов, преувеличивает специфику эстетического и тем самым отрывает его от морали, науки, политики, социальной практики.

    Гегель создает объективно-идеалистическую эстетическую систему. Эстетическое искусство он понимает как первую и низшую форму самопознания абсолютной идеи, которая в дальнейшем само раскрывается в религии, а затем в философии. В этой идеалистической конструкции содержатся, тем не менее, гениальные догадки мыслителя о сущности, закономерностях развития и роли искусства в общественной жизни. Обосновывая свои идеалистические тезисы, философ приходит к мысли, что искусство есть не что иное, как «самопроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В процессе художественного творчества человек по Гегелю удваивает себя, очеловечивает природу, воплощает во внешних предметах свою родовую сущность. Гегель впервые в систематической форме применяет в анализе искусства диалектический метод, хотя, его диалектика базируется на идеалистическом истолковании реальности. Он также впервые раскрывает диалектику художественного образа как единства общего и особенного. В своем анализе искусства он пользуется принципом единства логического и исторического, правда, подчиняя историческое логическому и тем самым впадая в спекулятивные конструкции, принося в жертву реальный процесс развития искусства предвзятой схеме. Гегель подробно разработал положение о враждебности капитализма искусству.

    Особое место в развитии домарксистской эстетической мысли занимают русские мыслители, литературные критики и писатели XIX в. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Достоевский, Толстой и др. Здесь, прежде всего, следует назвать главу русской революционно-демократической философии, эстетики и литературы Чернышевского. Его всемирно-историческая заслуга состоит в том, что он сделал попытку рассмотреть все основные эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, искусство) с позиций материализма. При этом не следует забывать, что русский мыслитель прекрасно владел диалектическим методом - здесь он шел по пути материалистического истолкования гегелевской диалектики. Исходя из материалистических установок, Чернышевский, как и другие революционные демократы, теоретически обосновывал реализм, высокую идейность и народность искусства. Известно, что Чернышевский подверг основательной критике идеалистическую эстетику Гегеля - Фишера, используя критические работы немецкого материалиста Л. Фейербаха.

    Велики заслуги в развитии мировой эстетической мысли Л. Толстого, который выступил как страстный критик буржуазно-помещичьего строя и всех его институтов и идейных устоев. Он с большой энергией утверждал в искусстве принципы гуманизма, реализма, высокой нравственности, отстаивал искусство близкое и понятное народу, считая его необходимым средством общения между людьми. Л. Толстой первым из великих писателей XIX - начала XX в. выступил с критикой декадентского искусства. Большую роль в обосновании реалистического и высоконравственного искусства сыграл Ф. М. Достоевский.

    Добавить комментарий