Блог
685 0

Крыши по плитам перекрытия. Плоская крыша по деревянным балкам: варианты конструкций и особенности их устройства

О вальмовой крыше мы уже говорили на сайте. Там была описана конструкция крыши с опиранием стропил на мауэрлат. После опубликования статьи, я получил много просьб показать, как сделать вальмовую крышу с опиранием стропил на балки перекрытия, а также ответить на вопрос, можно ли сделать вальмовую крышу с разными углами наклона скатов.

Таким образом захотелось одним примером ʺубить сразу двух зайцевʺ. Сейчас мы рассмотрим конструкцию вальмовой крыши с опиранием стропил на балки перекрытия и с разными углами наклона скатов.

Итак, допустим мы имеем коробку дома из 8,4х10,8 метров.

ШАГ 1:Устанавливаем мауэрлат (см. рис.1):

Рисунок 1

ШАГ 2:Устанавливаем длинные балки перекрытия сечением 100х200 см с шагом 0,6 метров (см.рис.2). На я больше останавливаться не буду.

Рисунок 2

Самыми первыми ставим балки, которые проходят строго посередине дома. По ним мы будем ориентироваться, устанавливая коньковый брус. Затем ставим остальные с определённым шагом. Например, у нас шаг 0,6 метра, но мы видим, что до стены осталось 0,9 метра, и могла бы поместиться ещё одна балка, а её нет. Такой пролёт оставляем специально для «выносо́в». Ширину его не стоит делать меньше 80-100 см.

ШАГ 3:Устанавливаем выноса́. Шаг их определяется при расчёте стропил, о котором чуть позже (см. рис.3):

Рисунок 3

Пока ставим только выноса, соответствующие длине конька, которая будет равна 5 метрам. Длина конька у нас больше разницы между длиной и шириной дома, которая составляет 2,4 метра. К чему это приводит? Приводит это к тому, что угловое стропило не будет расположено под углом 45° в плане (на виде сверху), а угол наклона скатов и вальм будет отличаться. У скатов уклон будет более пологий.

Выноса на мауэрлате достаточно закрепить гвоздями. К длинной балке перекрытия их крепим, например, так (рис.4):

Рисунок 4

Никаких запилов в этом узле делать не надо. Любой запил ослабит балку перекрытия. Здесь мы используем два металлических стропильных крепления типа LK по бокам и один большой гвоздь (250 мм), забитый насквозь через балку в торец выноса. Гвоздь забиваем самым последним, когда вынос уже скреплён с мауэрлатом.

ШАГ 4:Устанавливаем коньковый брус (см. рис.5):

Рисунок 5

Все элементы этой конструкции кроме подкосов выполнены из бруса 100х150 мм. Подкосы из доски 50х150 мм. Угол между ними и перекрытием не менее 45°. Мы видим, что под крайними стойками лежат брусья опирающиеся сразу на пять балок перекрытия. Делаем это для распределения нагрузки. Также для снижения нагрузки на балки перекрытия и передачи части её на несущую перегородку, установлены подкосы.

Высоту установки конькового бруса и его длину мы определяем для своего дома сами, делая предварительный эскиз на бумаге.

ШАГ 5:Изготавливаем и устанавливаем стропила.

В первую очередь делаем шаблон стропил скатов. Для этого берём подходящую по длине доску нужного сечения, прикладываем её, как показано на рисунке 6 и делаем разметку с помощью небольшого уровня (линии синего цвета):

Рисунок 6

Высота бруска, который мы наложили на вынос для разметки нижнего запила, равна глубине верхнего запила. Мы её сделали 5 см.

По полученному шаблону делаем все стропила скатов, опирающиеся на коньковый брус, и закрепляем их (см. рис.7):

Рисунок 7

В подобных конструкциях, где стропила опираются не на длинные балки перекрытия, а на короткие выноса, мы всегда ставим под стропила над мауэрлатом небольшие подпорки, формируя как бы небольшой треугольник и разгружая узел крепления выноса к балке (см. рис.8):

Рисунок 8

Заносить эти подпорки дальше внутрь крыши и уж тем более ставить их на стык выноса с балкой не нужно. Через них передаётся большая часть нагрузки с кровли (это можно будет увидеть в расчётной программе) и балка перекрытия может просто не выдержать.

Сейчас немного о расчётах. Выбирая сечение стропил для данной крыши, мы рассчитываем только одно стропило – это стропило ската. Оно здесь самое длинное и угол наклона его меньше, чем угол наклона стропил вальм (пояснение – скатом мы называем скат крыши в форме трапеции, вальмой – скат крыши в форме треугольника) Расчёты производим во вкладке ʺСтроп.3ʺ. Пример результатов на рисунке 9:

Рисунок 9

Да, забыл сказать. Кто уже скачивал данную расчётную программу с моего сайта до 1 декабря 2013г. Там вкладки ʺСтроп.3ʺ нет. Для скачивания обновлённой версии программы снова зайдите на статью по ссылке:

Данная статья также была немного откорректирована благодаря отзывам некоторых читателей, за что им отдельное спасибо.

ШАГ 6:Добавляем выноса и крепим ветровые доски (см. рис.10). Выносов добавляем столько, чтобы осталось место для крепления углового выноса. Ветровые доски на углах пока просто сшиваем между собой, контролируя их прямолинейность. Проверьте визуально, не провисли ли углы. Если да, поставьте под них прямо с земли временные подпорки. После установки угловых выносов, эти подпорки убираем.

Рисунок 10

ШАГ 7:Размечаем и устанавливаем угловые выноса.

Для начала нам необходимо натянуть шнурку по верху балок перекрытия, как показано на рис.11

Рисунок 11

Теперь берём брус подходящей длины (сечение такое же как у всех выносов) и кладём его сверху на угол, чтобы шнурка была посередине него. Снизу на этом брусе карандашом отмечаем линии запилов. (см. рис.12):

Рисунок 12

Убираем шнурку и устанавливаем отпиленный по отмеченным линиям брус (см. рис.13):

Рисунок 13

Угловой вынос крепим к мауэрлату с помощью двух кровельных уголков. К балке перекрытия крепим его уголком на 135° и большим гвоздём (250-300 мм). Уголок 135° при необходимости подгибаем молотком.

Таким образом ставим все четыре угловые выноса.

ШАГ 8: Изготавливаем и устанавливаем угловые стропила.

У вальмовой крыши, которую я описывал ранее, углы наклона скатов и вальм были одинаковые. Здесь эти углы разные и поэтому угловое стропило будет иметь свои особенности. Мы также делаем его из двух досок такого же сечения, что и стропила. Но доски эти сшиваем между собой не совсем обычно. Одна будет чуть ниже другой (примерно около 1 см, в зависимости от разницы углов наклона скатов и вальм).

Итак, в первую очередь на каждую сторону крыши натягиваем по 3 шнурки. Две по угловым стропилам, одну по среднему стропилу вальмы (см. рис.14):

Измеряем угол между шнуркой и угловым выносом – нижний запил. Назовём его «α» (см. рис.15):

Рисунок 15

Также отмечаем точку «В»

Высчитываем угол верхнего запила β = 90°- α

В нашем примере α = 22° и β = 68°.

Теперь берём небольшой обрезок доски с сечением стропила и запиливаем на нём один конец под углом β. Получившуюся заготовку прикладываем к коньку, совмещая одно ребро со шнуркой, как показано на рис.16:

Рисунок 16

На заготовке провели линию параллельную боковой плоскости соседнего стропила ската. По ней мы сделаем ещё один запил и получим шаблон верхнего запила нашего углового стропила.

Также когда мы прикладываем заготовку, нужно отметить на стропиле ската точку «А» (см. рис.17):

Рисунок 17

Теперь изготавливаем первую половинку углового стропила. Для этого берём доску подходящей длины. Если одной доски не хватает, сшиваем две доски. Сшить можно временно обрезком дюймовки длиной около метра на саморезы. Делаем по шаблону верхний запил. Измеряем расстояние между точками «А» и «В». Переносим его на стропило и делаем нижний запил под углом «α».

Устанавливаем полученное стропило и закрепляем (см. рис.18):

Рисунок 18

Скорее всего из-за своей длины первая половинка углового стропила будет прогибаться. Нужно примерно посередине поставить под него временную стойку. На моих рисунках она не показана.

Теперь изготавливаем вторую половинку углового стропила. Для этого измеряем размер между точками «С» и «Д» (см. рис.19):

Рисунок 19

Берём доску подходящей длины, делаем верхний запил под углом β, отмеряем расстояние «С-Д», делаем нижний запил под углом α. Устанавливаем вторую половинку углового стропила и сшиваем её с первой гвоздями (100 мм). Гвозди вбиваем в разбежку примерно через 40-50 см. Результат показан на рис.20:

Рисунок 20

Верхний конец второй половинки углового стропила нужно запилить ещё раз. Делаем это бензопилой прямо по месту (рис.21):

Рисунок 21

Таким же образом мы изготавливаем и устанавливаем три оставшиеся угловые стропила.

ШАГ 9:Устанавливаем стойки под угловые стропила. В первую очередь обязательно нужно поставить стойку упирающуюся в место соединения углового выноса с балкой перекрытия (см. рис. 22):

Рисунок 22

Если длина пролёта перекрываемого угловым стропилом (его горизонтальная проекция) больше 7,5 метров, ставим ещё стойки примерно на расстоянии ¼ величины пролёта от верхней точки углового стропила. Если пролёт больше 9 метров, добавляем стойки посередине углового стропила. В нашем примере этот пролёт равен 5,2 метра.

ШАГ 10:Устанавливаем два центральных стропила вальм. В начале 8-го шага мы уже натянули шнурки для их замера.

Делаем стропила таким образом – измеряем малкой угол нижнего запила «γ», вычисляем угол верхнего запила «δ»:

δ = 90° — γ

Замеряем расстояние между точками «К-Л» и делаем по нему стропило. Концы запиливаем по определённым нами углам. После этого верхний конец нужно ещё раз запилить (заострить его) с учётом угла «φ», который так же замеряем с помощью малки (см. рис.23):

Рисунок 23

ШАГ 11:Добавляем выноса на углы. Самые крайние выноса, которые не достают до мауэрлата, делаем облегчёнными, из доски 50х200 мм (см. рис.24):

Рисунок 24

ШАГ 12:Устанавливаем нарожники. Как изготавливать нарожники, я подробно описывал в первой статье про. Здесь принцип абсолютно такой же, поэтому повторяться не буду (см. рис.25):

Рисунок 25

К угловому стропилу нарожники крепим с помощью металлического уголка 135°, при необходимости подгибая его.

После установки всех нарожников, нам остаётся подшить карнизы снизу и сделать обрешётку. Об этом мы уже много раз говорили.

Прежде чем браться за постройку самой интересной и удобной конструкции крыши, стоит правильно оценить — какие преимущества и недостатки кроются за привлекательным внешним фасадом идеи. Вальмовая крыша — не исключение. Стоит отметить, что сделать вальмовую крышу — это достаточно дорогое удовольствие, требующее средств, знаний и практического опыта.

Особенности вальмой конструкции крыши

Если внимательно приглядеться к классической вальмовой крыше, становится понятным, что создавалась она, прежде всего, для двух-трех этажных домов, для условий с большим количеством осадков и переменчивым направлением сильных ветров. Недаром такие конструкции еще называют голландскими или датскими. Именно там преимущества вальмовой крыши очевидны. Но красота конструкции иногда заставляет делать вальмы именно ради внешнего облика крыши и фасада дома, а не каких-то особенных свойств.

Если сравнивать размеры и затраты материала на двухскатной компоновке и четырехскатной вальмовой крыши, можно сделать следующие выводы:

  • Делать два дополнительных ската крыши вместо плоских фронтонов выгодно из-за меньших затрат на деревянный брус каркаса, но невыгодно, с точки зрения расхода кровельных материалов;
  • Если делать стены дома из современных газобетонных блоков или кирпича из арболитовой смеси, это уменьшит расходы на обогрев, но значительно возрастут затраты на усиление несущего каркаса вальмовой крыши, практически на 25-30%;
  • Делать крышу вальмовой конструкции выгодно, если дом находится в условиях постоянных сильных ветров и обильных осадков. В этом случае потери тепла на двухскатной крыше выше на 5-10%, чем на конструкции с вальмами;
  • При одинаковом расходе материалов делать простую вальмовую крышу дороже из-за необходимости оплачивать услуги более квалифицированных строителей и специалистов;
  • Конструкция с вальмами при одном качестве постройки считается более прочной и долговечной в сравнении с двухскатными схемами крыш.

Важно! Вальмовая крыша на сегодняшний день стала практически классикой жанра в архитектуре малоэтажного строительства коттеджей и загородных домов.

Сделать вальмовую крышу и не ошибиться

Вальмовая крыша сегодня может выглядеть очень красиво и оригинально. Современные разработки конструкций вальмовой крыши позволяют сделать ее практически на любом современном здании, с фундаментом или даже без него. Если у здания нет даже ленточной фундаментной основы нормальной глубины, вальмовую крышу можно сделать по самой простой схеме — с очень маленьким наклоном ската кровли, большим выносом висячих стропил и широким свесом крыши. Естественно, полноценное чердачное помещение и устройство перекрытия будет сделать невозможно из-за слабой остойчивости коробки дома. Такой подход позволит сделать минимальную аэродинамическую нагрузку от ветра, хорошую защиту стен и фундамента от дождевых потоков, и снизит потери тепла через верхние части дома. Прекрасный вариант для маленького дачного домика.

Основные схемы сборки каркаса вальмовой крыши:

  1. Конструкция с опорой только на стены, без использования перекрытия или потолочных балок;
  2. Наслонный вариант установки каркаса позволяет увеличить размеры четырехскатной крыши в высоту;
  3. Крыша с опорой на балки перекрытия дома — наиболее часто используемый вариант для домов с легкими стенами с недостаточной жесткостью коробки здания;
  4. Вальмовая крыша с опорой на плиты перекрытия - наиболее часто встречающийся вариант в современном строительстве двух и трехэтажных домов.

Вальмовая крыша с опорой на перекрытия

В отличие от обычных двухскатных крыш, у которых угол наклона настила может быть от 30 - 65 о, вальмовые схемы имеют оптимальный угол в 45 о. Практически все построения и расчеты выполняются, исходя из указанного угла наклона основных элементов каркаса — диагональных стропил. Такой вариант обеспечивает максимальную прочность конструкции.

Использование наслонных схем и опор на балочное перекрытие

Чаще всего такая крыша опирается нижней частью стропил на мауэрлат из бруса или толстой доски, закрепленный к верхнему торцу кирпичных или бетонных стен будущего дома. Совместно с фундаментом стены образуют жесткую полузамкнутую систему, способную противостоять вертикальной и горизонтальной нагрузкам от стропил. Установка перекрытия из бревна, бруса или доски в таких схемах необходима для формирования потолка и чердачного пола. Само перекрытие в удержании крыши или отдельных элементов вальмовой конструкции не несет.

В наслонной конструкции стропильных опор также обычно существует вариант потолочного перекрытия, выполненного из деревянных балок. При небольших размерах дома удельной прочности перекрытия хватает для того, что частично принять на себя нагрузку от конькового прогона и стропил. Если длина балки увеличивается более 5 м, прочности такого перекрытия для удержания крыши явно не хватит. Поэтому в центральной части выстраивают опорные колонны или даже часть стен, на которые и опирается центральная часть бруса перекрытия. Нагрузка от конькового прогона передается через вертикальные стойки-опоры на один мощный центральный брус, называемый лежнем. Иногда усилие от веса конструкции передается через лежень напрямую на каменные опоры, без участия самого потолочного перекрытия.

Благодаря такой схеме перераспределения нагрузки стропила могут быть тоньше и легче, а давление на стены дома уменьшено на 30-40%.

Использование балочного перекрытия для удерживания стропил

Зачастую в конструкции дома не всегда решающим фактором является способность капитальных стен удерживать вертикальную нагрузку от веса кровли и каркаса. Подобная ситуация зачастую возникает в конструкциях щитовых домов, в зданиях с облегченными стенами, или при использовании в качестве основного материала для стен блоков с низкой жесткостью, например, арболитового камня.

В этих случаях даже частичная разгрузка и перенос большей части давления от веса вальмовой крыши с периметра внешних стен на внутренние каменные стены и опоры проблемы не решает. Жесткости и прочности основной коробки здания не хватает для надежного удержания даже вальмовой крыши, не говоря уже о двухскатной схеме. Проблему дополнительной жесткости можно решить, если сделать в основании крыши специальное перекрытие из деревянного бруса, сечением 20х20 см или 20х15 см. Балки укладывают поверх готового мауэрлата, с вылетом за пределы стен на 60-70 см, с шагом в полметра. Перекрытие из бруса должно иметь опору на одну из внутренних стен.

Выступающие за пределы стен концы бруса используют для крепления нижних частей стропильных ног, а в центральной части перекрытия устанавливают раму с опорами, поддерживающими коньковый прогон и верхнюю часть стропил. Основная часть конструкции - диагональные стропила устанавливаются в углах перекрытия и соединяются в одной точке на коньковом прогоне.

Вальмовые крыши с опорами на плитах перекрытия

Конструкции с вальмовыми треугольниками давно стали обязательным атрибутом двух или трехэтажных коттеджей из кирпича и камня, построенных по классической технологии с укладкой потолков из железобетонных плит. Благодаря высокой прочности плит и кирпичных стен проблема обеспечения потребной жесткости опорной поверхности под каркас не стоит.

Для удержания веса каркаса используется та же схема, что и в наслонном варианте. Рама с вертикальными стойками и подкосами, которая воспринимает усилие от коньковой балки и стропил, опирается на лежень, закрепленный на бетонной плите перекрытия.

Особенности построения вальмовой крыши

Конструкция позволяет выдержать любую ветровую нагрузку, но при условии точного соблюдения геометрии соединения четырех главных диагональных стропил.

Точность соединения и геометрии стропил

Все старания могут быть напрасны, если нарушены оптимальные углы наклона вальмовых стропил к перекрытию и углу между собой. Лучшим вариантом считается схема, при которой угловые вальмовые стропила соединяются между собой под углом в 90 о.

Оптимальный угол между вальмовыми балками — важное, но недостаточное условие прочности каркаса вальмовой крыши. Если посмотреть на каркас крыши в профиль, обе плоскости вальмы должны иметь абсолютно одинаковый размер и одинаковый угол наклона. В противном случае конструкция будет перегружена на одну из сторон, а это первый шаг к деформации и разрушению. Если посмотреть на каркас сверху, то можно увидеть, что при идеальной сборке противоположные угловые вальмовые стропила должны быть параллельными.

Способы соединения балок и стропил вальмовой крыши

Несмотря на предпринимаемые усилия по разгрузке части конструкции, каркас трудно сделать абсолютно идеальным по расположению балок и силовых элементов. Поэтому во всех основных силовых балках и стропилах при скреплении и фиксации на стенах используются металлические накладные пластины и деревянные накладные элементы.

Чаще всего балки и стропила на этапе настройки прихватывают между собой «вчерновую», проще всего это сделать с помощью саморезов и хомутов. После подгонки размеров всех соединений нужно сделать проверку положения балок и стропил, далее все крепления соединяют окончательно, легче это сделать гвоздями, забивая их попарно под разным углом.

Первыми фиксируют связки диагональных вальм на коньковом прогоне, при этом обязательно сверяют увод с расчетного места противоположных балок. Это наиболее ответственный и сложный этап сборки конструкции, и важно сделать эту процедуру не спеша и очень качественно. Квалификация строителя вальмовых крыш проявляется именно на этом этапе, всю последующую работу вполне по силам сделать обычному плотнику, имеющему общее представление об устройстве диагональных стропил и вальм.

Нагрузка на диагонали вальмовых крыш превышает усилие на рядовом стропиле больше, чем в полтора раза. Поэтому настроенные и закрепленные угловые вальмы первым делом подбивают подкосами и упорами. Каждый из подпорных элементов подгоняется индивидуально и тоже крепится с усилением соединения. На следующем этапе важно правильно установить нарожники и рядовые стропила, по завершении нужно сделать обтяжку крепления стропильных ног на мауэрлате или балках перекрытия.

Перед укладкой пароизоляции обязательно нужно сделать обработку консервирующими растворами. Это проще и безопаснее, можно использовать самые популярные составы Тиккурила на органическом растворителе.

Заключение

Сделать кровлю с вальмами не столь сложно, если в бригаде есть настоящий специалист, которому можно доверить контроль выполнения основных, особо критичных мест соединения силовых элементов. Сделать эти работы самому, не имея практического опыта постройки вальм, можно, но сама стройка растянется на несколько месяцев, и затраты на испорченный материал как раз составят стоимость услуг квалифицированного специалиста.

КРОВЛЯ БЕЗ КРОВЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

на железобетонном перекрытии

(КРОВЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МАЛЬЦЕВА)

В. В. МАЛЬЦЕВ, зам. ген. директора по науке, д. х.н., академик РАЕН, главный эколог России по деревянному домостроению

· Композиционный материал РЕФЛЕКТОПЛИТ, который сделан на основе древесно-волокнистой плиты (ДВП) теплоизоляционной, на которую с одной стороны приклеена одной стороны алюминиевая фольга. Теплосопротивление этого материала эквивалентно 50 мм пенополистирола, но пенополистирол токсичен, он хорошо горит, а при горении плавится и капает, и плав горит и т. д.

ТЕПЛЕН

ТЕПЛЕН– это нетканый стеклохолст из ультратонкого стекловолокна, сдублированный с одной стороны металлизированной лавсановой пленкой, которая отражает 97% тепловых лучей обратно. Такой материал решает сразу 3 задачи:

· сохраняет тепло внутри помещения, т. е обеспечивает высокую теплоизоляцию;

· не допускает проникновение водяного пара внутрь защищенной конструкции;

· поглощает шум – являясь великолепным шумоизолятором.

При использовании этого материала в качестве внутренней теплоизоляции пары воды из помещения в плиту железобетонного перекрытия не проникают. А благодаря теплоотражающему и паранепроницаемому слоямТЕПЛЕНаобеспечивается полное отсутствие образования водного конденсата. И не надо ничего городить сверху перекрытия.

РЕФЛЕКТОПЛИТ

РЕФЛЕКТОПЛИТ– это древесно-волокнистая плита (ДВП) теплоизоляционная, которая пропитана огне-био-защитным составом, придающим ей биостойкость и категорию горючести Г2. С одной стороны такая плита покрыта алюминиевой фольгой, которая приклеивается при помощи трудногорючего коксующегося клея ТЕТРАКОЛЛ-КОКС. Этот клей очень прочно приклеивает алюминиевую фольгу, при этом прочность самой ДВП возрастает в несколько раз и плита перестает крошиться. Она становится материалом исключительно технологичным при применении. При этом алюминиевая фольга отражает обратно в помещение не менее 95% инфракрасных (тепловых) лучей и практически не проницаема для паров воды. Таким образом, создается великолепный теплоизоляционный слой, который полностью исключает образование на внутренней части бетонного перекрытия какого либо конденсата.

Причем алюминиевая фольга не горит. При действии пламени фольга в доли секунды превращается в окись алюминия Al2O3, которая плавится при температуре свыше 1500ºС, а такой температуры не бывает ни при каком пожаре.

Использование материала плитногоРЕФЛЕКТОПЛИТболее технологично, т. к. не требует специализированной технологической оснастки, применяемой при наклеивании рулонного материалаТЕПЛЕН.

ИЗОЛЯЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ПЕРЕКРЫТИЯ ИЗНУТРИ

Изнутри бетонное перекрытие обрабатывается составомВУПРИН, который проникает в поры бетона и закрывает их. Затем идет слой клеяТЕТРАКОЛЛ-КОКС, наносимого при помощи зубчатого шпателя, который окончательно и бесповоротно закрывает все поры бетона. На него приклеивается легкий плитный материалРЕФЛЕКТОПЛИТ(био-огне-защищенная ДВП теплоизоляционная с алюминиевой фольгой) или рулонный материалТЕПЛЕН(био-огне-защищенная стеклоткань с металлизированной лавсановой пленкой). Клей очень прочный, практически не подвержен старению, не выделят никаких вредных веществ и не горит. А швы проклеиваются обычным прозрачным скотчем, который представляет из себя такую же по природе лавсановую пленку, как и та металлизированная лавсановая пленка, которая используется вТЕПЛЕНе. Такая конструкция, не загорится ни при каких условиях. Она исключает проникновение воды, обеспечивает эффективную теплоизоляцию вместе с теплоотражением - окончательно снимая вопрос проникновения паров воды к верхней наружной части плиты перекрытия.

УСТРОЙСТВО ВЕРХНЕГО СЛОЯ КРОВЛИ

система «ДИСПЕРЛЕЙ»

Суть системы «ДИСПЕРЛЕЙ» («защитный слой» или «планарная» технология защиты бетонов) состоит в использовании тела самого железобетонного перекрытия для создания на его поверхности гидроизоляционного слоя с очень высокой механической прочностью вместо традиционных кровельных материалов.

Для этого используется вододисперсионный раствор трудногорючего сополимера, в размер частиц которого меньше, чем размеры пор в бетоне. Более того, вводя в этот раствор определенные добавки, можно добиться глубокого проникновения такого раствора в капилляры и поры железобетонной плиты кровельного перекрытия.

Нанося такой раствор на поверхность бетона, частицы полимера глубоко проникая в бетон, при высыхании начинают сращиваться. Включается механизм полимеризации. Теперь следует еще нанести слой такого вододисперсионного сополимера, чтобы частицы заполнили все поры полностью, и на поверхности бетона образовалась полимерная пленка. Главная цель –закрыть все поры в бетоне.

Такая дисперсия имеется – это состав «ВУПРИН», представляющий собой дисперсию водного трудногорючего сополимера с различными добавками, которые увеличивают гидрофобность слоя и способствуют смачиваемости капилляров бетона и т. д. После закрытия пор этот состав образует на поверхности бетона вполне прочную морозостойкую пленку.

А дальше этот полимерный слой покрывается морозостойкой, погодостойкой, антисептированной акриловой (также вододисперсионной) краской «ДОКАС», которая обеспечивает полное предотвращение какого-либо проникновения влаги в тело бетона, полностью блокируя этот процесс.

В итоге получается гидрофобный и гидроизоляционный слой из водных дисперсий. При этом не требуется никакого кровельного материала. Причем обработки поддаются все неровности и изгибы кровли. А там, где имеются стыки между панелями кровельного перекрытия – их предварительно герметизируют. Герметиков сейчас имеется достаточное количество, в т. ч. отечественных – морозостойких и долговечных.

В итоге получается, что есть два вещества, но это не кровельные материалы. Кровельного материала просто нет. Не рулонного, не плитного, не наплавляемого, ни какого.Кровельным водонепроницаемым материалом становится пропитанный и обработанный верхний слой бетона.

И не надо накатывать эти страшные битумные слои по 10-12 см, да еще с рубероидом. Все это горючее, все это токсичное. Все это должно остаться в 20-ом веке.

Полимер не только делает слой бетона гидроизоляционным, но и укрепляет его. И ничего страшного не произойдет, если даже его ударить ломом, т. к. поры бетона пропитались сополимером. Поры закрыты, лом в поры не проникнет. А весной можно просто подкрасить место удара вододисперсионной акриловой краской.

Так в зимнее время рабочие откалывая лед ударяя ломом не сильно разрушают кровлю, потому что поры бетона надежно закрыты гидрофобным полимером. Другое дело, что будет откол. Но по весне можно пройтись такой же краской ДОКАС и все будет ликвидировано. Причем кровля трудногорюча, легко чистится. Раз в 5 лет обновил краску ДОКАС в один слой, и она снова служит.

Причем гидроизоляционное покрытие, которое формируется на внешней части ж/б перекрытия, по массе (состава, который уже отвердел в порах бетона и образовал на поверхности) составляет около 250 г/м2, что просто смехотворно мало по сравнению с любым известным сегодня кровельным покрытием, у которых масса начинается от 1,5 кг/м2, т. е. отличается на порядок.

В случае повреждения покрытия, ремонтные работы производятся в исключительно легко и с высокой производительностью. Загрязнения смываются при помощи швабры в летнее время. Ремонт кровли в зимнее время – это безумие. А далее идет один слой краски ДОКАС того же или другого цвета. Никакие трещины в бетоне уже не сыграют роли, т. к. будут закрыты все стыки, и главное будут закрыты поры бетона. Не встанет вопроса о протечках и их ликвидации.

Состав – ВУПРИН и краска – ДОКАС, которые промышленно производятся на предприятии «ЭкРусХим» («Экологическая Русская Химия») (см. www. *****).

СоставВУПРИНсодержит трудногорючий сополимер, который уже научились модифицировать так, что пленки становятся морозостойкие. Более того, с бетоном сополимер вступает в химическую связь за счет боковых группировок и образуется мощная связь между неорганическим бетонным основанием и трудногорючим сополимером - так называемая,ионная связь.

КраскаДОКАСвыиграла два международных конкурса по морозостойкости. Причем краска содержит не выцветающие пигменты, является долговечной, не имеет механизма шелушения, трудногорюча (в нее добавлены минеральные антипирены и пластификаторы-антипирены и т. д.).

Поэтому технологический процесс устройства наружного слоя такой кровли будет выглядеть так:

1.Предварительно герметизируем все швы морозостойким российским герметиком.

2. Первая обработка разбавленным составом ВУПРИН.

3. Вторая обработка (после высыхания первого слоя) неразбавленным составом ВУПРИН.

КРОВЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ В ЦЕЛОМ

Предлагаемое техническое решение устройства кровли является полностью экологически безопасным и не распространяет пламени. Краска ДОКАС трудногорючая, потому, что в нее введены очень эффективные минеральные и органо-минеральные антипирены.

Общее техническое решения«КРОВЛЯ БЕЗ КРОВЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА»представлено на схеме.

В такую кровлю никакой водяной пар не поступает. Идет мощное отражение тепла обратно внутрь здания. Плюс шумопоглощение. Подобная конструкция кровли открывает огромные возможности в деле гидроизоляции кровельных перекрытий, удешевляя этот процесс как минимум в 3 раза по сравнению с известными вариантами, резко снижает нагрузку на кровлю и позволяет избежать многочисленных повреждений кровельного ковра. Не будет никакого вспучивания.

Но даже если влага и каким-то образом все же попадет в ж/б перекрытие, то и пленки, которые образованны вододисперсионными составамиВУПРИНи краскиДОКАСявляются паропроницаемыми. Поэтому любой пар как войдет, так и выйдет из этой конструкции. Главное - не будет никакого конденсата и влаги.

Все это просто, дешево и технологично. При массовом использовании такой конструкции:КРОВЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИИ БУДЕТ РЕШЕНА.Сложные вопросы устройства кровли и ее ремонта уйдут в прошлое.

Вместо наплавляемого битума, который быстро стареет и растрескивается, при последующих ремонтах множество слоев начинает утяжелять кровлю с возникновением угрозы разрушения перекрытия (ремонтные слои рубироидно-битумного пирога, как правило, не учитываются конструктором, который рассчитывает только снеговую нагрузку),предлагается полимер, формируемый из водной дисперсии.

Заметим, что препараты для защитных покрытий, разработанные специально для строительства и производимые промышленно на предприятии «ЭкРусХим» - краска ДОКАС, составы ВУПРИН и ВУПРЕКС - химически инертны, т. е. не реагируют ни на кислоты, ни на морскую воду, ни на солевые растворы реагентов, которыми посыпают дороги в городах, чтобы таял снег. Поэтому сфера их применение может быть обширной.

В подземных сооружениях такая технология уже давно используется. Так в Нижнем Новгороде составом ВУПРИН был обработан потолок станции метрополитена, которая находится под рекой Окой. Там с потолка сочилась вода. Поэтому 12 лет назад своды станции были обработаны составом ВУПРИН, и течь прекратилась. Это покрытие и сегодня успешно служит.

Перед применением это технологии гидроизоляции были проведены предварительные испытания, которые показали, что роса появилась на стороне ВУПРИНа только при давлении 6 атмосфер с обратной стороны бетонной плиты. Это очень высокий показатель для подобного рода технологии.

Поэтому если не только кровли, но и другие железобетонные конструкции обработать предлагаемым образом (например, те, которые используются для мостов, для подземных сооружений, станций метро неглубокого залегания) то можно обеспечить увеличение долговечности сооружений как минимум в 10 раз.

Но такими технологиями никто не интересуется. Те, кто ведает вопросами финансирования – не интересуются отечественными разработчиками и их разработками. Их больше привлекают дорогостоящие западные технологии. И причины тут разные.

Используя предлагаемое решение по устройству кровель на железобетонных перекрытиях можно с российского рынка выкинуть все опасные материалы и конструкции, как правило, предлагаемые западными компаниями. Там они просто запрещены. А вот деньги, вложенные в их производство надо возвращать. Вод и лезут они к нам, где малая осведомленность потребителей и продажность чиновников, отвечающих за экологическую экспертизу и лицензирование строительных материалов.

Эту проблема в нашей можно решить путем здоровой конкуренции. Должна победить та технология, которая помимо обеспечения простоты, экологичности, эстетичности, долговечности и негорючести даст экономически самое выгодное техническое решение, которое превзойдет многократно все то, что есть на рынке сейчас, в т. ч. и «западные провокации».

Семёнович, не нашёл я ответа в инете вот на такой вопрос. Шабашка. на цехе из ж/б, общая площадь 80 на 24 метра, уклон примерно 5 градусов, залита битумом. Предлагается прямо на неё привязать стропила проволокой к плитам перекрытия. Но как, не представляю. Понятно, что нужно сверлить дыры в плитах, но как просунуть проволоку в одну дыру и и снова её вытащить в соседнюю, чтобы привязать стропилину? Снизу невозможно, там ходить не по чему. Может какой другой реальный и простой способ крепления стропил есть, посоветуйте пожалуйста. Также предполагается утепление между стропил.

Алексей, Вологда.

Привет, Алексей из Вологды!

Весьма нестандартный вопрос как закрепить деревянные стропила к цехового пролета. Поэтому и ответа на него в интернете не просматривается.

Подобные все больше просто напросто вновь покрывают рубероидом (рубемастом, стеклоизолом и тому подобными вещами) прямо по старым его слоям, в том числе и по слою залитого битума. Иногда сдирают эти старые слои кровли. Но это, разумеется, затруднительно. Новые электроустановки вовсе крепят кровельный материал по старому, не удаляя его. Но они еще являются редкостью для нашей великой и необъятной.

Признаюсь, что цеховые пролеты по вашему способу ни разу не перекрывал.

Меньшие площади приходилось и в несколько других вариациях.

При этом мы укладывали деревянные брусы (и доски), аналог ваших стропил и крепили их к железобетонным плитам не проволокой, а несколько по другому.

Брали уголок стальной с полкой около 63 - 75 миллиметров, резали его болгаркой на куски длиной 50 - 100 миллиметров. В этих обрезках сверлили отверстия по обеим полкам. Под саморезы отверстия /2 - 3 штуки/ делали в вертикальных полках (диаметром около 5 миллиметров), а в горизонтальных полках одно отверстие диаметром около 12 - 14 миллиметров. (Как вариант - брали стальной лист толщиной 1,5 миллиметра, резали на полосы, потом гнули в уголок и сверлили отверстия).

После этого прикладывали обрезки уголка вертикальной полкой к поверхности деревянного бруса и крепили к нему саморезами.

А вторая горизонтальная полка ложилась на поверхность железобетонной плиты.

Через отверстие в нижней полке уголка сверлили перфоратором углубление в плите или сквозное отверстие (когда оно приходилось напротив ячейки-полости плиты).

Затем брали анкерные болты (можно использовать анкер-клин), вставляли в отверстие, загоняли молотком. Потом дрелью с головкой под болт заворачивали анкера до упора. Правда, количество анкеров было приличным, а стоят они не дешево.

Получали вполне нормальное крепление. При этом учитывали следующие особенности.

Первое - рассчитывали примерный шаг арматуры, которая находилась в железобетонных плитах перекрытия, чтобы и перфоратором в них не попасть и анкер можно было бы засунуть.

Второе - когда смотрели снизу, то вид не всегда был презентабельный, видны были в некоторых местах выбоины по поверхности плит (там, где сверло перфоратора попадало на крупную щебенку, составную часть бетона, и она вываливалась.

Третье - крепили не сразу стропила к плитам, а продольные лаги. А уже потом на них клали стропила и крепили скобами, гвоздями, саморезами. Так получается меньше точек крепежа, соответственно меньше трудоемкость.

Все деревяшки пропитывали КСД, "Сенежем". Так требовал заказчик в соответствии с нормативами. Опытные заказчики всегда осуществляют авторский контроль и часто требуют применять не бесцветные составы, а с колером. Тогда видно - есть покрытие или нет его. Сами знаете, шабашники не всегда щепетильны в этом деле.

О других способах ничего сказать не могу. Можно, конечно, разложить по стропила, просверлить рядом с ними перфоратором отверстия и, разъезжая на мостовом кране внутри цехового пролета, просовывать в эти отверстия проволоку и скручивать ее. Но это несколько затруднительно. Да и крана может не быть, а с лестницей не напрыгаешься.

Но это все рассуждения на вольную тему.

А теперь что бы делал лично я на вашем месте.

В вашем случае скорее всего использованы плиты перекрытия. Если память не изменяет, при таких пролетах как у вас, их габариты около 9 метров на 1,5 (или 1,8) метра. Несущая арматура в таких плитах располагается по периметру. А по всей площади имеется сварная сетка с крупной ячейкой. Диаметр проволоки от 3 до 5 миллиметров. Сама плита имеет ребра жесткости. А толщина колеблется около 50 миллиметров.

Опирание плит осуществляется на железобетонные арки-фермы. Стыки плит по штробам - замковые или простые.

Тогда наиболее целесообразно не использовать лаги, как это делали мы при обычных прямоугольных плоских железобетонных плитах перекрытия, а брать для стропил обрезную доску сечением 40/150 миллиметров. Класть ее плашмя на поверхность. "40" здесь более подойдет, чем "50", лучше гнется. Укладка, соответственно, от края к ее центру.

Тогда доски обрешетки можно брать мерные, шестиметровые и располагать их вдоль без всяких изгибов.

Доски-стропила хорошенько прижимать к поверхности. То есть один конец доски закрепить, потом пара человек из бригады должны встать на другой конец доски. Она изогнется и будет облегать уклон крыши. Потом делать крепеж следующего анкер-болта. Шаг крепежа - около 1,5 метров. Отверстия под анкер-болты сверлить прямо в досках по их центрам. И далее сверление в самих плитах.

Анкера загонять также молотком, заворачивать дрелью с головкой. Шуруповерт использовать, скорее всего нецелесообразно, его мощности может не хватить. Чтобы головка анкер-болта не провалилась в древесину, можно подстраховаться и под нее положить шайбу большого диаметра. Длина анкеров должна быть примерно равна суммарной толщине доски, слоя битума, плюс толщине плиты перекрытия.

По периметру кровли не должно быть много различного рода отверстий, чтобы исключить, так называемую, парусность, когда верховой ветер попадает в замкнутое пространство и способен оторвать крышу от ее основания. Экстрим подобный редок, но бывает.

Все предложенное не совсем вписывается в СНиПы, они бы рекомендовали стропила ставить на ребро для большей жесткости, использовать доску 50/150, подгонять ее поверхность по уклону, применять в качестве обрешетки обрезную доску толщиной тоже 50 миллиметров. Или снимать слои старого рубероида, делать бетонную стяжку, а то и вовсе сдирать старые плиты перекрытия и устанавливать новые с новым слоем мягкой кровли. Но на такие затраты ваши заказчики вряд ли пойдут.

Еще раз повторюсь, что у вас могут быть простые железобетонные плиты, а может и плиты перекрытия, соответственно и варианты крепления могут быть различными.

Ориентируйтесь по обстоятельствам. Пробуйте, экспериментируйте.

Что до утеплителя, то тут особых заморочек не будет. Изовер, урса, минвата, пенопласт, все что душе угодно. Если соблюдать все приличия, то нужны воздушные зазоры, различные термопленки, на худой случай пергамин и все зто по контробрешетке. Если утеплитель мягкий и толщиной 50 миллиметров, то ничего страшного, доска "40" вполне пройдет, лишь придавить надо будет немного.

Впрочем, это мое видение. Решение принимать все равно только вам.

Другие вопросы по теме крыш.

По своей конструкции крыша гаража существенно отличается от крыши жилого дома. Многие скажут, что здесь нет ничего сложно но, тем не менее, надо серьезно отнестись к ее устройству. От того насколько качественно сделана крыша гаража зависит его сухость.

Конструкция кровли должна надежно защищать ваш автомобиль от неблагоприятных воздействий атмосферы.

Наиболее простой и надежный вид перекрытия гаража выполняется из заводских 6-ти– или 7-мипустотных бетонных плит, положенных на несущие стены гаража.

Но если вы и так планируете гараж отдельно стоящей конструкцией или расположенной на территории усадьбы, то лучше использовать конструкцию крыши с чердачным помещением. А на чердаке можете поместить хозяйственное помещение, например склад или мастерскую.

Вместо плитного можно использовать балочное перекрытие гаража, которое состоит из системы деревянных или металлических балок.

Комбинация используемых материалов и их обработка должны соответствовать правилам безопасности и обладать необходимой жесткостью и надежностью.

Если вы планируете использовать деревянные элементы конструкций, то их необходимо обрабатывать различными антисептиками против поражения, как насекомых, так и внешней среды.

Естественно, что при использовании балочной системы перекрытия основная нагрузка лежит на балках. Поэтому лучше использовать железобетонные, металлические или деревянные балки достаточной прочности. Поверх них укладывается настил или накат. Процесс настилки крыши одинаков независимо от применяемых балок того или иного материала. На выбор балок влияет способ их монтажа, например для монтажа железобетонных или металлических балок понадобится помощь крана, когда деревянные балки можно легко установить усилиями нескольких человек.

Балки следует укладывать на несущие стены в специально оставленные пазы в кладке. Если такие пазы небыли сделаны во время кладки, то их следует сделать с помощью зубила и молотка или перфоратора.

Естественно балки можно установить на саму стену только промежутки между балками придется заделать кирпичом. Укладка бетонных или металлических балок осуществляется на слой цементного раствора, а еще лучше на бетонную подушку.

После установки балок в гнезда все образовавшиеся пустоты вокруг торца необходимо заделать раствором.

Как правило, для наших условий применяется устройство настила из досок по деревянным балкам, так как он достаточно прост и сравнительно дешев.

Процесс монтажа деревянных балок практически ничем не отличается от установки балок из других материалов. Отличие только в дополнительно мере предохранения деревянных элементов конструкции. Так торцы деревянных балок, соприкасающиеся со стенами, обрабатываются битумной мастикой и обматываются двумя слоями рулонного гидроизоляционного материала, например рубероид. Торцы балок не смолятся и не закрываются. Пазы также застилаются рубероидом и после установки балок все пустоты заделываются цементным раствором.

Толщина применяемых деревянных балок зависит от того насколько часто они будут располагаться, и шириной перекрываемого пролета. Например, если это гараж размерами 4 х 4 м с шагом балок 100 см, то следует использовать деревянные балки сечением 20 х 12 см. Если уменьшить шаг балок до 60 см, то можно использовать брус сечением 18 х 14 см.

При размерах гаража 5 х 5 м и между балочным расстоянии в 100 см вам понадобятся балки (брусья) сечением 22 х 16 см. Если уменьшить расстояние между балками до 60 см, то используются балки сечением 18 х 14 см.

За отсутствия необходимых брусьев можно воспользоваться бревнами или сколоченными досками и поставленными на ребро. Общая толщина сколоченных досок должна соответствовать толщине балки (бруса), вместо которого они используются. Бревна должны быть сухими со снятой кожурой и обтесанными как минимум с 3 сторон.

По завершению установки и закрепления балок перекрытия на них настилается накат, который в свою очередь является основой для будущего потолка (пример на рис. 175).

Рис. 175. :

1 – балка перекрытия; 2 – черепной брусок; 3 – накат (основание потолка); 4 — пергамин или лутрасил; 5 — утеплительный материал; 6 — гидроизоляционный слой; 7 — чердачный накат (чистовой пол чердака)

Черепные бруски следует крепить так, чтобы они находились на одном уровне с нижней стороной балок. Для этого элементы наката нужно сделать с вырезами в 1/4 на торцах. Для наката можете использовать необрезные доски или горбыль.

Если вы планируете сделать теплый чердак, то следует сразу продумать способы его утепления. Утепление можно выполнить из минваты (стекловата), керамзита, древесных опилок, шлака ну или любого другого известного вам теплоизоляционного материала который не боится влаги и перепада температур.

Поверх набитых досок наката расстилается строительная бумага или рубероид.

Вместо этих материалов можете нанести плотный слой мятой жирной глины или раствора глины и наполнителя (порошковый асбест, измельченная солома или древесные опилки в соотношении частей 1: 3). Вода добавляется по мере необходимости. Как только раствор высохнет, поверх него можно укладывать или засыпать утеплитель.

Утрамбовывать утеплительный материал не нужно, так как воздух, находящийся в нем, обеспечивает дополнительную теплоизоляцию.

Общая толщина теплоизоляционного слоя должна составлять – до 3/4 высоты балок.

Если вы планируете использовать минеральную вату или другой вид искусственного утеплителя, то для его укладки понадобится устройство гидроизоляционного слоя, как по низу, так и поверху материала.

Устройство настила деревянного полавыполняется после укладки гидроизоляционного слоя. Сначала на балки расстилается рулонный материал, и укладываются лаги.

Правда можно обойтись и без укладки лаг, если между балками перекрытия небольшое расстояние. В таком случае деревянный пол чердака настилается прямо на балки.

Если вы не планируете использовать чердачное помещение гаража, то утепление перекрытия заканчивается после укладки теплоизоляционного материала или засыпки керамзита или гравия.

Для придания потолку гаража более ровного и привлекательного вида его можно обшить фанерой, ДВП, ДСП, листами сухой штукатурки, или вагонкой.

Плитные перекрытия гаража

Обычно плиты применяются при строительстве каменного гаража. Они укладываются прямо на кладку стен, на предварительно разложенный слой цементного раствора.

Так как плита подается краном и удерживается им на весу ее можно легко подправить и выставить ее как можно лучше на место с помощью ломов или металлических труб использовав их в качестве рычагов.

После укладки плит на свои места приступают к заделыванию стыков и мест монтажных петель цементным или бетонным раствором.

Конструкция самой плит рассчитана таким образом, что внутри нее расположены продольные пустоты, которые играют роль теплоизоляции. Но если конструкция крыши с чердачным помещением, то плиты все равно следует покрыть слоем утеплительного материала.

Так же как и в предыдущем случае, вниз укладывается рубероид, толь или битумная мастика для того чтобы защитить утеплительный материал от проникновения а него конденсата и водяных паров.

Любое строение заканчивается крышей, которая является ее верхней точкой. Крыша защищает здание от атмосферных осадков, солнечных лучей, ветров и морозов, другими словами обеспечивает так необходимый комфорт внутри строения. Это значит, что крыша должна быть устойчивой и прочной, чтобы успешно противостоять порывам ветра и дождя, защищать от воздействия солнечной радиации, сохранять тепло и быть непроницаемой для сырости. Таким образом, крыша предохраняет строения от разрушения, происходящего в результате атмосферного воздействия: увлажнений, замораживания и оттаивания.

Видео как построить перекрытие по деревянным балкам

Добавить комментарий