Блог
346 0

Ксенофонт воспоминания о сократе краткое содержание. Воспоминания о сократе

О понятии «здоровье человека»

Что такое «здоровье»? Просмотрев более сотни определений по различным источникам, приходим к выводу, что понятие «здоровье» зачастую определяется через здоровье. Например, самое известное и часто цитируемое определение понятия «здоровье» дано в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), где здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Иначе говоря, суть большинства определений понятия здоровья сводится к заявлению, что здоровье свойственно здоровому человеку.

Такого рода определения называют логическими тавтологиями, и они, собственно, определениями быть не могут.

Однако уже в середине XIX в. французский врач и физиолог Клод Бернар вводит в научный оборот понятие «постоянства внутренней среды как условие независимой и свободной жизни», которое в начале XX в. американский физиолог Уолтер Кэннон назовет гомеостазисом. Собственно, гомеостазис и есть здоровье, тогда как болезнь есть устойчивое отклонение от гомеостаза.

Один из главных регуляторов гомеостазиса - вегетативная нервная система. Исторически первое название вегетативной нервной системы - автономная, что подчеркивает ее независимость от произвольной регуляции со стороны ЦНС (центральной нервной системы). Однако это не означает, что вегетативное обеспечение деятельности не поддается произвольному контролю. Известно, что большинство внутренних органов находятся под двойным контролем со стороны двух отделов вегетативной нервной системы с противоположными влияниями на энергообмен нашего организма:

1) система расхода энергии (она же эрготропная), вегетативным обеспечением которой занимается симпатическая нервная система (наиболее ярким примером служат реакции готовности или "борьбы или бегства");

2) система накопления энергии (трофотропная), которая в рамках нервной регуляции реализуется через парасимпатический отдел вегетативной нервной системы (еда и сон).

Тогда, физическая и умственная работоспособность человека (студента) определяется тонусом симпатической нервной системы, что обуславливает распространенность стрессовых форм эффективного принуждения к продуктивной работе, как физической, так и умственной. Наоборот, восстановительные (трофотропные) процессы оказываются скрытым трендом отставленных форм материального стимулирования (заработная плата), а потому демонстрируют тотальную неэффективность при непосредственном решении текущих задач.

Помимо внешнего управления, которое выступает как адекватный стимул симпато-адреналовой активации (физиологическая цель обучения и менеджмента), допустимы и иные влияния, которые находятся в распоряжении субъекта.

Одним из наиболее доступных способов восстановления адекватного вегетативного обеспечения деятельности выступает дозированная физическая активность (физическая культура), которая последовательно запускает симпато-адреналовую систему (для эффективного перевода потребленной энергии в мышечную работу), а затем по мере нарастания утомления обеспечивает преобладание парасимпатических влияний (для восстановления затраченных калорий). Причем наибольший уровень симпато-адреналовой активации достигается именно в спорте, где дополнительным стимулом вегетативного и гормонального обеспечения деятельности выступает соревнование, запускающее экспрессию поведенческого генома иерархии (эмоциональная поддержка победителя). Расширенный размах адекватного вегетативного обеспечения деятельности от энергозатратных (симпатикотония) к энерговосстановительным (парасимпатикотония) процессам может быть перенесен на прочие формы физической и умственной деятельности, поскольку их вегетативное обеспечение совпадает.

Накопленные нами данные о постуральных реакциях системного и внутриорганного кровотока (Минвалеев Р.С., 1999), а также гормональных ответов при тех же постуральных воздействиях (Минвалеев Р.С., 2004), позволяют обозначить задачу целевого поиска тех моторно-висцеральных рефлексов, которые в свою очередь позволяют решать задачи теории управления висцеральными функциями человеческого организма в рамках прикладной и спортивной физиологии. Вплотную к постановке этой задачи подошел в 60-70 годах XX века проф. М.Р. Могендович, который отмечал что "...вегетативные органы значительно инертнее, чем скелетная мускулатура. Поэтому уровень вегетативных функций принудительно определяется активной деятельностью скелетной мускулатуры, находящейся в свою очередь под непосредственным управлением центральной нервной системы. Возникающие при этом моторно-висцеральные рефлексы регулируют все вегетативные функции". В той же работе сообщается, что "статика тела, в виде определенных поз, оказывает влияние на внутренние органы по механизму позно-вегетативных рефлексов" (Могендович М.Р., 1975).

В связи с этим мы широко используем специфические моторно-висцеральные взаимодействия на основе статических упражнений хатха-йоги, представляющих собой тысячелетний опыт применения как известных, так еще и неизученных позно-вегетативных рефлексов в целях управления висцеральными функциями человеческого организма.

Следует учитывать также, что по данным научной группы мониторинга общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта СПбГУ больше половины студентов младших курсов (и более 90% на специальном медицинском отделении) страдают различными формами вегето-сосудистой дистониии (ВСД), что по сути означает малую или ассиметричную амплитуду колебаний вегетативного контура висцеральной регуляции:

1) вегетососудистая дистония по гипертоническому типу (сдвиг в сторону преобладания симпатических влияний)2) вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу (сдвиг в сторону преобладания парасимпатических влияний)3) смешанный дисбаланс вегетативной регуляции.

Для физиологической компенсации этих нарушений также рекомендуют широко применять дозированную физическую нагрузку (лечебная физическая культура), которая будет раскачивать вегетативный маятник, восстанавливая гармонический характер его колебаний. Мы предлагаем использовать и внедрять в вузовский учебный процесс в рамках дисциплины «физическая культура» методы адаптированных к современности традиционных систем оздоровления, в частности отдельные элементы йоги.

Особенностью йоги является ее доступность и все нарастающая популярность среди учащейся молодежи. Среди множества трактовок и полумистических интерпретаций системы индийской йоги для целей внедрения в учебный процесс подходит только одна, в которой Йога выступает как дисциплина, собственно русское ‘иго’ (сиречь ’ярмо’). Тогда хатха-йога или в переводе с санскрита ‘йога усилия’ - система физических упражнений, которые можно использовать в соответствии с известными вегетативными эффектами.

Например, активация симпато-адреналовой системы осуществляется через следующий моторно-висцеральный рефлекс, свойственный всем млекопитающим: прогиб назад в торако-люмбальном отделе позвоночника, который через сегментарную иннервацию мышц (проприоцепторы), не только замыкает рефлекторное кольцо опорно-двигательного аппарата, но и активизирует симпатический отдел вегетативной нервной системы, повышая уровень бодрствования животного через восходящую активирующую систему продолговатого мозга (ретикулярную формацию). Поскольку тот же контур поддержания бодрствования (проприоцепторы поперечно-полосатых мышц - симпато-адреналовая система - ретикулярная формация ствола - кора головного мозга) характерен и для человека, то произвольный прогиб назад из положения лежа на животе в грудинно-поясничном (тораколюмбальном) отделе позвоночника вполне может быть использован как канонизированное движение для повышения физической и умственной работоспособности и поддержания целенаправленного внимания. В йоге эти задачи решает ряд специфических упражнений, известных как сарпасана (‘поза змеи’), бхуджангасана (‘поза кобры’) и динамический комплекс последовательных движений, выполняемых с утра - сурья-намаскар (‘приветствие солнцу’).

(Поза кобры)Техника исполнения: Выполняется из положения лежа, вытянувшись как струна, прижав ноги друг к другу от таза до стопы. Локти также следует максимально прижать к туловищу. Поднимаем голову «подобно кобре», вначале прогнувшись в шейном отделе, прижав затылок к спине, затем поднимаем грудной отдел, не отрывая нижнюю часть живота от земли. Максимальные усилия на прогиб позвоночника в грудном отделе.

Сурья намаскар - это серия из двенадцати положений тела, выполняемых после пробуждения (в идеале на восходе солнца).

Техника исполнения: 1. Встать вертикально, кисти соединить перед грудью.2. На вдохе развести руки в стороны, прогнув назад грудной отдел позвоночника, максимально соединяя лопатки. В этом положении локти разведены прямо, ладони направлены друг на друга. При каждом вдохе необходимо опираться на пятки и слегка втягивать пупок, чтобы освободить крестец и опустить вниз копчик. Одновременно поднять грудину вверх, прогибая грудную клетку вверх. Когда крестец движется вниз, а грудная клетка поднимается, плечи и руки растягиваются вверх и назад.3. На выдохе наклонить туловище вперед и вниз по направлению к полу, сохраняя ноги выпрямленными.4. На вдохе сделать глубокий шаг назад левой ногой. Правую ногу согнуть под углом 90 градусов. Открыть грудную клетку вперед и расслабить бедра, опустив их вниз по направлению к полу.5. На вдохе поставить правую стопу назад на расстоянии ширины бедер от левой стопы. Стоять на передних частях стоп, вытягивая руки, плечи и туловище в одну прямую линию. Направлять таз вверх, когда опускаешься на пятки.6. Вдохнуть и опустить бедра вниз до тех пор, пока тело не будет вытянуто в одну прямую линию - от макушки до стоп.7. На вдохе согнуть колени, опустить грудь и подбородок вниз до косания пола. Ягодицы остаются на весу.8. На вдохе скользить вперед вдоль пола. Напрячь ноги и ягодицы. Затем, отводя локти назад и держа их близко к телу, приподнять над полом голову, шею и грудную клетку, прогибаясь вверх.9. На вдохе поднять поясницу и ягодицы вверх по направлению к потолку (новички сначала становятся на кисти и колени), возвращаясь в позу 5.10. Оставляя кисти в том же положении, вдохнуть и сделать шаг вперед правой ногой, располагая стопу между ладонями, поднять голову и шею (аналогично позе 4).11. На выдохе подтянуть левую стопу к правой, располагая стопы на ширине бедер (аналогично позе 3).12. На вдохе поднять руки через стороны вверх над головой, одновременно выпрямляя туловище. В этом положении колени слегка согнуть (аналогично позе 2).13. На выдохе вернуться в исходное положение, соединяя кисти в намасте (аналогично позе 1).Повторить сурья намаскар, поменяв положение ног в позах 4 и 10, то есть выполнить эту позу два раза, по одному на каждой стороне, чтобы закончить один подход.

При регулярном выполнении бхуджангасаны вечером перед сном и сурья-намаскар утром после пробуждения значительно возрастают физическая и умственная работоспособность, сокращается потребность во сне, при этом сон становится более глубоким и восстанавливающим, что является следствием своеобразного «раскачивания» вегетативного «маятника». В результате симптомы вегето-сосудистой дистонии устраняются буквально после первых регулярных исполнений этих упражнений.

Биологическая задача пищеварения в желудочно-кишечном тракте - гидролиз сложных пищевых соединений до составляющих, которые далее используются для обеспечения пластических и энергетичских нужд организма. А именно, белки должны быть расщеплены до аминокислот, жиры до жирных кислот, а углеводы до виноградного сахара (глюкозы). Пищеварительные ферменты разных типов (протеиназы, липазы и амилазы) только ускоряют гидролиз, в котором главным реагентом выступает вода. Знание школьной химии опровергает распространенные в литературе о «здоровом питании» рекомендации не запивать твердую еду водой.

Знание физиологии пищеварения позволяет отвергнуть также и большинство диетических модификаций в пользу сложившейся традиционной кухни, в которой на первом месте стоит вкус еды, запускающий наилучшие условия для переваривания поступающей пищи.

Для улучшения пищеварения в йоге предусмотрен ряд специфических упражнений, которые начинаются со втягивания живота после полного выдоха, на фоне которого далее выполняется задержка дыхания, т.е. фиксация диафрагмальной мышцы в верхнем положении. Тогда становится возможным максимально втягивать и выталкивать вперед переднюю стенку живота. Это упражнение называется агнисара-дхоути. Уддияна-бандха выполняется как фиксация после втягивания передней стенки живота в крайне верхнем положении и, наконец, наули, когда выделяется мышечный валик в правой, левой или по центру живота.

Транспортная функция кровообращения требует согласованной работы гемодинамических механизмов, обеспечивающих движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

Застой крови в емкостном русле вен (вплоть до их варикозного расширения) зачастую есть следствие недостаточности сердечного выброса, поскольку пульсовое давление (т.е. разница между систолическим и диастолическим давлением) - один главных механизмов венозного возврата - в свою очередь обеспечивается объемом притекающей к правому сердца крови, т.е. той же силой венозного возврата. Разорвать этот порочный круг можно, повернув тело человека вниз головой. Тогда механически возросший венозный возврат (увеличение объема притекающей к правому сердцу крови) по закону Франка-Старлинга приведет к увеличению ударного объема (сердечного выброса из левого желудочка), что в свою очередь приведет к увеличению пульсового давления (наполнения пульсовой волны). Этой цели служат антиортостатические (перевернутые) позы в йоге - стойка на голове (сиршасана) и стойка на лопатках (сарвангасана).

Гемодинамическая ситуация с правым предсердием характеризуется пульсовой регургитацией (обратным забросом) крови в полые вены при каждой систоле, вследствие отсутствия клапана на входе в предсердия. Это явление получило название венный пульс, который регистрируется не только в полых венах, но и венах паренхиматозных органов (печени и почках). Механическое обжатие печени и почек, наблюдаемое при выполнении специальных упражнений из практики хатха-йоги (халасаны и бхуджангасаны ) ведет к исчезновению явлений регургитации, то есть делает внутриорганный кровоток однонаправленным, что значительно улучшает кровоснабжение и далее функцию печени и почек.

Последствия неконтролируемого стресса на фазе истощения адаптационного потенциала (по Гансу Селье) приводят к так называемым стрессогенным заболеваниям (язвы желудочно-кишечного тракта, атеросклероз, гипертония и др.). Предшествующие истощению фазы стресса представляют собой две последовательные адаптации к угрозам из внешней или внутренней среды (различным стрессорам). Первая - реакция «борьбы или бегства» обеспечивается симпато-адреналовой системой, вторая - реакция «затаивания» характеризуется значительным возрастанием уровня кортизола, секретируемого корой надпочечников. Эволюционный отбор привел к преобладанию в популяции второй фазы реагирования на стресс, что обусловило фиксацию в теории стресса Г.Селье именно гормона кортизола как главного гормона стресса. Катаболическое действие кортизола приводит уменьшению содержания белка в организме, что ведет к мышечной слабости, снижению иммунитета, и в совокупности является одной из распространенных причин преждевременного старения (кушингоидный синдром). Именно поэтому давно подмечено в народе, что «Не годы старят, а невзгоды»

Существующие методы психологического контроля стрессовых реакций (стресс-менеджмент) в основном сводятся к недопущению стрессового реагирования и не позволяют контролировать последствия уже состоявшегося стресса. Управляемое снижение уровня кортизола позволило бы уменьшить патогенные последствия стресса, не допуская наступления фазы истощения. Этой цели служит бхуджангасана (поза кобры), после которой уровень кортизола достоверно снижается, а половые гормоны (прежде всего, тестостерон) как анаболические антагонисты кортизола возрастают.

Биологическая роль иммунной системы состоит в поддержании генетического постоянства внутренней среды, заданного наследственным аппаратом половой клетки сразу после оплодотворения. Белки, синтезированные по любым иным матрицам чужеродного генома, называются антигенами. При попадании во внутреннюю среду антигены должны быть распознаны и выведены вовне. Иммунная защита состоит из нескольких уровней, которые последовательно включаются по мере продвижения антигена во внутреннюю среду.

Для укрепления местного барьерного неспецифического иммунитета в области дыхательного горла как одном из «входных ворот» проникновения антигенов (инфекции) применяется специальная поза из арсенала хатха-йоги - симхасана (поза льва). Она выполняется из положения сидя с прямой спиной на задержке после полного вдоха. Слегка опускаем голову напряжением в затылке и спине (джаландхара-бандха или то, что в русском языке описывается глаголом «набычиться»), и после этого максимально высовываем язык, глядя исподлобья вверх. Начальные признаки острого воспаления лимфоидного воротника миндалин (тонзиллит) легко устраняются 2-3 повторениями этого упражнения с интервалом в 15-20 минут.

Эффективность иммунных механизмов зависит также от актуальной температуры тела, внешнее охлаждение которого ведет к наиболее распространенному иммунодефицитному состоянию, именуемому в народе «простудой» (от слова ‘простывать’ или ‘охлаждаться’). И наоборот, любая форма разогрева (внешнего или внутреннего) связана с известными традиционными методами повышения иммунной резистентности, к коим относится, прежде всего, баня.

Поддержание постоянной температуры тела (гомойотермия) является одной из важнейших гомеостатических постоянных, соответственно, и первым атрибутом здоровья. Скорость биохимических реакций, а также скорость перемещения иммунокомпетентных клеток также зависит от температуры внутренней среды организма

Отечественный биофизик австрийского происхождения К.С.Тринчер доказал в середине XX века, что одним из пусковых механизмов несократительного термогенеза служит гипоксия различных видов (рабочая, высотная, вызванная частичной кровопотерей и др.). В частности, обычная задержка дыхания на выдохе с пропульсивными движениями передней стенки живота позволяет быстро создать необходимые для запуска внутрилегочного термогенеза условия (гипоксемия). Это и есть адаптированная нами тибетская йога туммо, легко осваиваемая на обычных занятиях по физической культуре любым неподготовленным человеком. Регулярное выполнение этих простых и безопасных упражнений на морозе позволяет не только практически исключить простудные заболевания легких, но и вызвать антиатерогенные изменения липидного профиля крови.

Одним из главных метаболических регуляторов периферического кровотока является актуальная концентрация углекислого газа как метаболического вазодилятатора (сосудорасширителя) прекапиллярных артериол. Любая форма физической активности ведет к накоплению углекислого газа, улучшая в том числе и мозговой кровоток, обеспечивая тем самым условия эффективной умственной деятельности.

Однако увеличение концентрации углекислого газа (гиперкапния) стимулирует дыхательный центр, запускающий избыточную частоту дыхательных движений (гипервентиляцию), что приводит к быстрому вымыванию углекислого газа из крови, обуславливая известные антагонистические отношения между уровнем физической активности и эффективной умственной деятельности.

С этих позиций практика адаптированной хатха-йоги представляется наиболее оптимальной. При каждой асане действуют силы упругости и тяготения, которые изменили бы положение членов тела, если бы могли действовать беспрепятственно. Чтобы этого не произошло, мышцы осуществляют противодействие. Сумма и направление сил противодействия, т.е. координированное сокращение строго определенных мышц, осуществляется под контролем центральной нервной системы (ЦНС). Этот контроль может быть адекватен только при условии, если ЦНС (как управляющая инстанция) получает истинную информацию об эффективности управления и возможных помехах, т.е. при наличии сигналов обратной связи о положении частей тела и их отклонениях от заданных величин. Чем меньше требуется затем коррекции, тем выше эффективность управления. В соответствии с этим напряжение слишком многих мышц в той или иной асане говорит о недостаточности владения своим телом, что проявляется, например, в применении слишком больших усилий вследствие того, что одновременной соиннервации подвергаются также и мышцы-антагонисты, векторы сил которых затем должны быть соответственно компенсированы. В общем смысле всякое длительное изометрическое сокращение мышцы (произвольное или непроизвольное) сопровождается столь же продолжительным изометрическим сокращением ее антагониста, только со значительно меньшим усилием, чем у агониста, так как мышцы-антагонисты в системе сенсомоторной регуляции играют роль тормозящих и корректирующих элементов. Поскольку при овладении асаной практикующие учатся затрачивать по возможности все меньшее усилие на удержание принятой позы (в особенности, это относится к компоненту устойчивости в асане), то отсюда следует, что система регуляции увеличивает свою функциональную способность тогда, когда либо быстрее происходит фиксация отклонения (т. е. повышается чувствительность), либо/и быстрее происходит восстановление, и отклонение от должного положения начинает испытывать более скорое противодействие, и тем самым, для коррекции требуется относительно меньшее усилие. В результате улучшается управляемость всей двигательной системы.

Эта оптимизация системы сенсомоторной регуляции становится возможной потому, что асаны исполняются с концентрацией внимания. Оптимизация регуляции тесно связана или даже совпадает с уровнем сосредоточенности. Здесь заключается целая психосоматическая проблема: чем выше концентрация, тем меньше усилий требуется для исполнения асаны и, соответственно, достаточно долгая практика асан улучшает способность к сосредоточению. Психическая деятельность определяет качество соматических функций, и наоборот, функциональное улучшение баланса достигается посредством психической деятельности сосредоточения, т. о. психическая установка определяет структурное содержание сенсомоторной системы.

Таким образом, рассмотренные упражнения из арсенала хатха-йоги вполне укладываются в образовательный стандарт Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) 2011 года, где одной из компетенций, подлежащих освоению по уровню высшего профессионального образования уровня «Бакалавриат» обозначена готовность выпускника правильно использовать представления о физической культуре и методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих активную профессиональную деятельность. Выше мы рассмотрели один из методов быстрого включения механизмов гомеостаза (адаптации), доступных для освоения на занятиях по физической культуре студентам с разным уровнем физической подготовки, включая тех, кому разрешены только теоретические занятия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дубынин В.А. Регуляторные системы организма. М.: Дрофа, 2003. - 368 с.
  2. Минвалеев Р.С. Вся правда о диетах. Очерки прикладной физиологии. М.: Фитон+, 2006. - 128 с.
  3. Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34.
  4. Минвалеев Р.С. О пользе вкусного // Химия и жизнь XXI век, 2007, №6, с. 40-44.
  5. Эберт Д. Физиологические аспекты йоги /пер. с нем. Минвалеева Р.С. - СПб., 1999 - 159 с.
  6. Минвалеев Р. С., Архипова Л.Э., Гордеев Ю.В. Уддияна-бандха как способ быстрого повышения адаптационных резервов организма // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию физической культуры и спорта в СПбГУ «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 01 ноября 2011 года. СПб: 2011 - с. 40-45.
  7. Минвалеев Р.С., Руденко А.А. Традиционные системы оздоровления. Учебное пособие. СПб: Национальный институт здоровья, 2003 - 94 с.

Сократ-первый афинский (по рождению) философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа-Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать-Финарета - повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз-в битве при Амфиподе в 422 г. до н. э., когда спартанцы разбили афинян. Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. до н. э. афиняне после ряда поражений одержали победу при Аргинусских островах в морском сражении, но афинские стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых. Победителей судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1. Умеренность 2. Храбрость 3. Справедливость

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти и наиболее преданных общему благу граждан. Сократ на стороне отсталой деревни - против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках "благородных господ". Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к "заветам отцов". Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает возможность сулить "хорошие обещания рабам"и "приохочивать рабочих и склонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источник жизненных потребностей для "для благородного господина", лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных Политические идеи Сократа. Неудовлетворенный существующей демократией, Сократ предъявлял очень высокие требования к политическим деятелям. Ближе всего к этим требованиям находилась аристократия. Сократ говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. Но и волеизъявление народа, его законы он считал священными. Выполнять законы значит поступать справедливо.По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми образованными государствами и народами", потому что они "самые набожные".Он даже "+ думает, что ему не стыдно будет взять за образец персидского царя", потому что персидский царь считает земледелие и военное искусство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство исконная принадлежность землевладельческой аристократии. Сократ воспевает земледелие. При этом сельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу. Сочинение Ксенофонта было написано как возражение несправедливому обвинению в политической неблагонадежности, потому в нем автор излагает взгляды Сократа именно таким образом.

Из книги Суд над Сократом (Сборник исторических свидетельств) автора Ксенофонт

КСЕНОФОНТ АПОЛОГИЯ (ЗАЩИТА) СОКРАТА НА СУДЕ Повод написания. Разговор Сократа с Термогеном. Утешение друзей. Предсказание. ЗаключениеСледует, мне кажется, упомянуть также о том, что думал Сократ о защите и о конце жизни, когда его призвали к суду. Об этом писали и другие, и

Из книги Спогади. Кінець 1917 – грудень 1918 автора Скоропадский Павел Петрович

Павел Скоропадский ВОСПОМИНАНИЯ Конец 1917 года по декабрь 1918 года [Мои Воспоминания] Записывая свои впечатления, я не особенно считался с тем, как будут судить меня мои современники, и делаю это не для того, чтобы входить с ними в полемику. Я нахожу необходимым правдиво

Из книги Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах автора Баганова Мария

Ксенофонт Другим любимым учеником Сократа, во многом оправдавшим его надежды, был Ксенофонт, сын Грилла, афинянин, из дела Эрхии. Сократ повстречал его в узком переулке, загородил ему посохом дорогу и спросил, где можно купить такую-то и такую-то снедь? Получив ответ, он

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

КСЕНОФОНТ (ок. 444 – ок. 356 до н э.) Древнегреческий историк и писатель. Ксенофонт был крупнейшим греческим историком после Геродота и Фукидида. Его называли аттической музой и аттической пчелой, подчеркивая тем самым прекрасный греческий язык, на котором он писал свои

Из книги Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев автора История Автор неизвестен --

I. ВОСПОМИНАНИЯ НИКОЛАЙ II В дни отречения.(Из дневника Николая II).15-го февраля, 1917 г. Среда.У меня сразу сделался сильный насморк. В 10 час. принял ген. – ад. Безобразова. В 11 1/2 час. – к обедне. Завтракал и обедал Сашка Воронцов (деж.). Принимал и осматривал собрание рисунков и

Из книги Мой сын – Иосиф Сталин автора Джугашвили Екатерина Георгиевна

Воспоминания …Мои детские воспоминания связаны с Гамбареули.Гамбареули – отдаленный пригород Гори – находился у подножия горы Квернахи, на берегу Куры. Из-за сильной заболоченности место слыло малярийным. Лишь крайняя нужда заставляла людей селиться здесь.Мои

автора Стадничук Борис

Три К (Кир, Клеарх, Ксенофонт) Порядок в западных областях Кир действительно вскоре навел. Заключил союз со спартанцами и помог им довести Пелопоннесскую войну до победы. Непокорных малоазийских правителей приструнил. Налоги собрал. Казалось бы, ему оставалось только

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Искусство задавать вопросы (Ксенофонт и Пифия) А Сократ был настоящим Учителем. Еще до того, как Ксенофонт открыл рот, он понял, о чем пойдет речь, угадал, какой ответ хотел бы услышать ученик, и решил, что такой совет ни за что не даст. Но и запрещать кому бы то ни было

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Исторические анекдоты о Сократе * * *В 469 г. до н. э. в Афинах в семье камнетеса Софроникса и повитухи Фенареты родился мальчик. При первом же взгляде на этого ребенка афинский оракул якобы сказал его отцу: «Пусть сын делает то, что ему заблагорассудится… так как он уже

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Высказывания о Сократе Более всего, по-моему, он [Сократ] похож на тех силенов, какие бывают в мастерских ваятелей и которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов. Так

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

2. КСЕНОФОНТ ОБ АРМЕНИИ Греческий писатель Ксенофонт, ученик Сократа, родился около 434 г. и умер около 355 г. до н. э. В числе других греческих наемников он принял участие в походе Кира Младшего против царя Артаксеркса. Путь отступления греков лежал через Армению. Отрывок об

Из книги Московские дуры и дураки автора Прыжов Иван Гаврилович

Ксенофонт Пехорский Ксенофонт Пехорский - некий плод юродственной пропаганды славного Ивана Степаныча Пехорского (с р. Пахры). Он был крестьянин, жил работником на постоялом дворе, и, соблазненный примером Ивана Степаныча, променял труды, хотя тяжелые и неприбыльные, но

Из книги Воспоминания автора Бахрушин Ю. А.

Воспоминания Памяти незабвенных родителей

Из книги Запасная столица автора Павлов Андрей

ВОСПОМИНАНИЯ… Даже в опасении увеличить количество страниц повествования, никак невозможно обойтись без того, чтобы не рассказать о том, как жили самарцы осенью и зимой 1941 года. Хотя бы в отдельных эпизодах, какие просятся из памяти, не претендуя на всеохватность. В

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Глава V. ТЕОРИЯ. КСЕНОФОНТ. Успехи техники военного дела вызвали к жизни также и его теорию. Она развивалась при обсуждении преимуществ различного рода вооружения. Своеобразный след того, как живо дебатировался этот вопрос среди афинян, мы находим в трагедии Эврипида

Как выпускник Кулинарного техникума, я обладаю парадоксальной жаждой к знаниям и неуемной тягой к самообразованию. Хоть и говорят, что век учись, а дураком помрешь, я все же надеюсь, что помру дураком начитанным. Потому что с книгой и жить веселее, и мозгам польза. Да и того, глядишь, смогу чего людям умного сказать в перерывах между просмотром "Дома-2". Так вот, слег я недавно от суровой финской простуды, и чтобы зря не терять времени, решил ознакомиться с мыслями и жизнеописанием древнего философа Сократа.

Как начинающий, я, понятное дело, взялся за "Воспоминания о Сократе" Ксенофонта Афинского. Сам Сократ, как известно, не оставил после себя никаких письменных трудов, а все что он когда-либо говорил людям, за него на папирусе записали его ученики. Одним из таких учеников был философ Ксенофонт Афинский. Свои "Воспоминания о Сократе" Ксенофонт составил уже после смерти Сократа, поэтому не все слова Сократа до нас дошли в той форме, в которой их озвучил сам Сократ. Но смысл идей Сократа от этого не изменился.

Древним грекам гражданин Сократ был прежде всего известен своей тягой к добродетели, а так же своей феноменальной скромностью и умеренностью. Уже в этом гражданин Сократ очень сильно выделялся на фоне своих древнегреческих соплеменников. Но Сократ был не только скромным, но еще и очень мудрым, и своими умными вопросами и речами выводил на чистую афинскую воду многих древнегреческих оборотней в тунике и всевозможных древнегреческих Петриков.

Спорить Сократ не только любил, но еще и умел. Интересовало Сократа абсолютно всё, потому что по глубокому убеждению древнегреческого философа, любой отдельно взятый гражданин несомненно получает больше пользы от знания, чем от незнания.

Особую роль Сократ отводил благоустройству государства, потому что только через благоустроенное государство все его граждане получают множество всяческих благ и выгод. Основа такого благоустройства - это дееспособные граждане, знающие как устроено государство и как им нужно управлять. А дееспособные граждане, способные управлять государством, по мнению Сократа, берутся прежде всего из дружных семей и крепких хозяйств. Потому что если человек не умеет вести свое хозяйство и заботиться о своей семье, то потуги такого гражданина в деле управления государством скорее всего окажутся весьма плачевными.

Не забывал Сократ давать определения и основным человеческим понятиям. Так, главная цель жизни человека - это стремление к счастью. Справедливость по Сократу - это знание как соблюдать писанные и неписанные законы, а храбрость - это знание как с умом и бесстрашием справиться с опасностью.

Не был Сократ и робкого десятка. Ходил в военные походы, учавствовал в обороне Афин, обличал продажных судей. Понятно, что древнегреческие оборотни в туниках и всевозможные прохиндеи люто ненавидели Сократа за его мудрость, острый язык и тягу к справедливости. В конце-концов против гражданина Сократа в суд был подан коллективный иск с формулировкой "за совращение молодежи". Сократа обвиняли в том, что он призывает молодежь не молиться греческим богам. После недолгого судебного заседания гражданина Сократа приговорили к смерти.

Вопреки распространенной легенде о долгой тридцатидневной смерти Сократа, на самом деле на момент объявления судебного приговора в Афинах наступил праздник Аполлона, и Сократу отсрочили казнь на один месяц. Многими художниками смерть Сократа изображается полная печали и тоски, однако на самом деле Сократ совершенно сознательно желал себе смертного приговора, потому что не хотел испытывать на себе тяготы старости и старческого слабоумия.

Книжка "Воспоминаний о Сократе" так же оказалась весьма примечательной своими сносками и разъяснениями жизни и быта древних греков. Так, например, гражданами в Древней Греции считались исключительно свободные и финансово обеспеченные люди. Ремесленники или, того хуже, рабы, гражданами не считались, и были для древнегреческих граждан чем-то вроде лопаты, топора или ершика для унитаза.

Граждане в Древней Греции были гражданами лишь в своем городе-полисе. Выйдя за городские стены, свободные граждане одного города-полиса тут же могли стать рабами свободных граждан другого города-полиса. Лишь под натиском общего врага свободные граждане городов-полисов объединялись и начинали считать себя равными людьми.

Воевали древние греки много и часто, поэтому слабое и некрасивое тело у древних греков не почиталось. Сократ же добавлял, что укрепление тела позволяет укрепить и душу. А благодаря крепкому телу и здоровой душе люди становятся более способными к нравственной жизни, чем люди слабые.

Помимо войны древние греки так же занимались науками и искусством. При этом Сократ считал, что познавать науки или искусства нужно до тех пор, пока они приносят человеку пользу в жизни. И что не стоит увлекаться изучением того, что человеку в жизни не приносит пользы.

Помимо бытовых особенностей древнегреческой жизни, в "Воспоминаниях о Сократе" так же повествуется и об устройстве древнегреческого суда, где у обвиняемого не было адвоката, где обвинитель и обвиняемый определяли себе форму наказания, а часть имущества осужденного после приговора отходила в собственность обвинителя. В "Воспоминаниях" так же прекрасно рассказано о судах над стратегами и военачальниками, проигравшими то или иное сражение, или просто недостаточно хорошо одержавшими победу над врагом.

Добавить комментарий