Блог
646 0

Онлайн кассы: кто, как и когда должен их применять. ИП без кассового аппарата: на каких системах налогообложения может работать

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

Применение ККТ в 2017 году - как это будет

Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС. Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету. Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО. В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

Информация о налоговой системе продавца - адрес сайта оператора фискальных данных - признак расчета (приход или расход) - форма расчета (наличные или электронный платеж) - сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС - заводской номер фискального накопителя - дата, время и место осуществления расчета - наименование товаров - номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

Стоимость онлайн-кассы

После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года. 2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании. 3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн. 4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы: 1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей. 2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей. 3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.

ККМ (контрольно-кассовая машина, контрольно-кассовый аппарат или просто касса) - это устройство, фиксирующее факт приобретения товара и регистрирующее этот факт печатью кассового чека. Очередной федеральный закон о ККМ от 27.11.2017 № 337-ФЗ внёс новые изменения в порядок применения касс.

Хронология перехода на ККТ онлайн

Переход на кассовые аппараты нового образца начинался как эксперимент Минфина и Федеральной налоговой службы ещё в августе 2014 года. Полгода проверялась жизнеспособность идеи о передаче через интернет данных о произведённой покупке в режиме реального времени в налоговую инспекцию. Кассовые аппараты нового поколения подключенные к интернету первыми опробовали розничные продавцы Москвы и области, Татарстана и Калужской области, всего было задействовано около 3 тысяч единиц контрольно-кассовой техники.

Минэкономразвития не одобрило законопроект и дважды выдавало отрицательное заключение об оценке его регулирующего воздействия. Против был и бизнес, о чем не раз писали новостные ленты. На одной из встреч с руководителями объединений предпринимателей глава ФНС России Михаил Мишустин предложил в качестве уступки сделать процесс перехода на новые ККТ поэтапным.

В качестве преимуществ касс нового образца налоговики называют:

  • регистрацию ККТ в электронном виде;
  • объективный учёт доходов продавцов;
  • сокращение количества налоговых проверок;
  • предоставление потребителям больших возможностей для защиты своих прав.

Кроме того, по поручению Президента для покрытия затрат на приобретение новых касс бизнесменам обещали предоставить специальный налоговый вычет. Однако получили эту льготу только ИП на и, и только в размере не более 18 тысяч рублей за одну единицу ККТ.

Какими должны быть онлайн-кассы

Закон № 290-ФЗ утвердил требования к техническим характеристикам ККМ. Самое главное - фиксировать сведения о продажах теперь будет не ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая), а фискальный накопитель. Устройство будет передавать информацию о продажах в онлайн-режиме сначала специальному посреднику (оператору фискальных данных), а потом в ИФНС.

Требования к кассам, передающим данные о продажах в режиме реального времени, установлены в новой редакции статьи 4 закона № 54-ФЗ:

  • наличие устройства для печати фискальных документов с двухмерным штриховым QR-кодом размером не менее 20 x 20 мм;
  • передача данных в фискальный накопитель внутри корпуса;
  • формирование фискальных документов в электронном виде и передачи их оператору сразу после поступления данных в фискальный накопитель;
  • принятие от оператора фискальных данных подтверждения о получении информации;
  • обеспечение информационной безопасности фискальных данных и их шифрование;
  • формирование фискального признака длиной до 10 цифр для каждого документа;
  • обеспечение возможности записывать фискальные данные и хранить их в памяти устройства памяти не менее пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Какие ККМ можно использовать в 2018 году, указано в опубликованном на сайте налоговой службы и постоянно пополняемом реестре моделей ККМ с онлайн передачей данных. Приобретайте оборудование только из этого списка!

Затраты на переход к онлайн-кассам

Если вы уже работаете с кассовым аппаратом, то он может быть модернизирован. Некоторые модели позволяют просто заменить ЭКЛЗ на фискальный накопитель, а не приобретать новую технику.

Вот такие примерно расходы придётся понести предпринимателям:

  • модернизация старого аппарата - от 5 до 10 тысяч рублей;
  • приобретение нового аппарата - от 25 до 40 тысяч рублей;
  • кассовое ПО - от 7 тысяч рублей;
  • услуги оператора (ОФД) - от 3 тысяч рублей за первый год работы, в последующие - до 12 тысяч;
  • интернет-связь - от 5 тысяч рублей в год.

Итого, минимум 20 тысяч рублей, если ваша техника может быть модернизирована, или 40 тысяч рублей, если это невозможно.

Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Когда начинается применение новой ККТ

Новые кассовые аппараты с 2017 года внедряются постепенно для разных категорий налогоплательщиков, и последние новости о сроках перехода таковы:

  • с 1 февраля 2017 года прекращена регистрация аппаратов прежнего образца;
  • до 1 июля 2017 года все уже имеющиеся кассы должны быть модернизированы или заменены на новые;
  • с 1 июля 2017 года розничные продавцы, кроме плательщиков и ПСН, обязаны работать только на онлайн-кассах;
  • с 1 июля 2018 года продавцы и точки общепита на ЕНВД и ПСН, имеющие работников, должны применять ККТ наравне с другими, т.е. своей специальной льготы они лишаются. Если же работников по этим направления нет, то срок перехода продлевается до 1 июля 2019 года;
  • с 1 июля 2019 года те, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения, вместо БСО типографского изготовления должны выдавать бланк, отпечатанный автоматизированным устройством (аналог кассового аппарата).

Таким образом, если закон об онлайн кассах не будет больше изменяться, с июля 2019 года ФНС начнёт принимать сведения о большинстве розничных покупок и услуг населению. Это, конечно, очень большая административная и техническая нагрузка на всех участников передачи данных: розничных продавцов, операторов фискальных данных и самих налоговиков.

Перечень продавцов, которые и после принятия нового закона вправе получать наличную оплату без выдачи кассового чека, установлен в статье 2 закона № 54-ФЗ.

Как работают онлайн-кассы

ККТ с функцией передачи данных в режиме реального времени работает по другому принципу, чем прежние аппараты с ЭКЛЗ. Сначала сведения о продаже поступают к посреднику - оператору фискальных данных. После того, как оператор получит через интернет данные о продаже от кассира, он высылает подтверждение, что данные приняты.

Кассовому чеку присваивается фискальный признак, без этого чек формироваться не будет. Предполагается, что принятие данных и присвоение фискального признака будет происходить всего за 1,5 - 2 секунды, поэтому процесс оплаты для покупателя не затянется. Затем оператор передаёт сводную информацию о платежах в налоговую инспекцию, которая ее систематизирует и накапливает в хранилище данных.

Приниматься в расчет налоговой базы будут все данные, переданные в ИНФС операторами фискальных данных. За нарушение полноты сбора информации сами операторы наказываются серьёзными штрафами (от 500 тысяч до миллиона рублей).

Обратите внимание: ОФД - это коммерческая специализированная организация, имеющая необходимые технические ресурсы и квалифицированных работников. Выбирать оператора надо тоже, следуя рекомендациям ФНС, - из официального списка.

Покупатель получает бумажный чек, где указан сайт оператора данных и фискальный признак чека. По желанию покупатель может запросить продавца направить чек и в электронном виде. Если окажется, что реквизиты бумажного чека и электронного не совпадают, покупатель вправе сообщить об этом в ИФНС, которая проведет по этому факту проверку.

Выросли штрафы за нарушение закона о кассовых аппаратах

Мы рассказали о том, как работают ККТ онлайн, но это ещё не все последние новости. Поправки в новый закон о ККТ ужесточили административные санкции за нарушение порядка применения касс. В новой редакции статьи 14.5 КоАП РФ размеры штрафов следующие:

Неприменение кассового аппарата, если он должен применяться:

  • от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • от ¾ до полной суммы покупки, но не менее 30 000 рублей для юридических лиц;

Применение старой ККТ или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации:

  • предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Отказ в выдаче покупателю бумажного или электронного чека:

  • предупреждение или штраф 2 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф 10 000 рублей на юридических лиц.

Введение новых кассовых аппаратов с 2017 года

Введение новых кассовых аппаратов с 2017 года волнует участников профильного рынка, потому что до наступления дедлайна 54-ФЗ с каждым днем остается все меньше времени. А сделать предстоит многое:

  1. Во-первых, необходимо выбрать и приобрести онлайн-кассу, главным отличием которой от устройств старого образца является встроенный фискальный накопитель. Именно он отвечает за выполнение основного требования 54-ФЗ – транспортировка данных о продажах в ФНС;
  2. Во-вторых, для работы онлайн-касс требуется устойчивое и бесперебойное интернет-соединение, поэтому все магазины должны быть своевременно подключены к сети;
  3. В-третьих, данные с контрольно-кассовой техники будут транспортироваться не напрямую в налоговую. Сначала они отправляются с онлайн-кассы к Оператору фискальных данных – это компания, которая занимается сбором, хранением и передачей электронных чеков на сервера налоговой. До наступления дедлайна по введению новых кассовых аппаратов с 2017 года, необходимо выбрать одного ОФД, заключить с ним договор и оплатить услуги;
  4. В-четвертых, необходимо подготовиться к тому, что в соответствии с 54-ФЗ изменения претерпит и чек как главный кассовый документ. В нем должны будут содержаться данные о выделенном НДС как на каждую товарную позицию в чеке, так и на всю покупку.

Первая итерация по 54-ФЗ прошла 1 февраля, потому что с этого дня налоговая в одностороннем порядке приостановила постановку на учет и перерегистрацию контрольно-кассовой техники. Другими словами, все предприниматели, которым необходимо поставить в своих магазинах новые аппараты, должны купить онлайн-кассы. То же касается и компаний, в которых на устройствах заканчивается срок эксплуатации ЭКЛЗ.

  • Остальные компании могут продолжать использование старого оборудования вплоть до 1 июля 2017 года. Все юридические лица и предприниматели как на основной, так и на упрощенной системе налогообложения, должны успеть установить и приступить к эксплуатации онлайн-касс. Данное требование введения новых кассовых аппаратов с 2017 года не позже 1 июля не коснется только ИП на патенте, а также всех компаний с ЕНВД. Последним обозначен другой дедлайн – 1 июля 2018 года.

ФНС пошла навстречу компаниям, упростив процедуру регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники. Уже сейчас это можно сделать на сайте налоговой

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Кассовый аппарат – это устройство, которое подтверждает прием оплаты от покупателя наличными деньгами или платежной картой. Многие модели касс помогают предпринимателю вести учет, но все-же предпочитают работать без кассового аппарата.

Причина не только в том, что новые модели ККТ без фискального накопителя намного дороже, но и в расходах на их обслуживание. При небольших доходах ИП сразу отдать на эти цели более 40 тысяч рублей довольно трудно. Плюс надо постоянно оплачивать услуги посредника по передаче данных о продажах в налоговую инспекцию, а это не менее 3 000 рублей в год.

А, кроме того, ККТ – это и административная нагрузка, потому что кассу надо зарегистрировать в налоговой инспекции, а затем вести специальные кассовые документы. Расскажем, кто имеет право работать без кассового аппарата в 2019 году, и какие приняты изменения в этом вопросе.

Каким ИП нужен кассовый аппарат

Необходимость установки ККТ зависит от налогового режима, на котором работает предприниматель. Еще один критерий – это. Значение также имеет способ оплаты товара или услуг. С 2017 года здесь произошли серьезные изменения, которые значительно расширили перечень тех, кто обязан использовать кассу.

В первую очередь, напомним, что ККТ всегда была необходима для тех систем налогообложения, где расчет налога напрямую зависит от выручки: ОСНО, УСН и ЕСХН. Для таких продавцов ответ на вопрос: «Может ли ИП работать без кассового аппарата?» — был и остается отрицательным.

И только предприниматели, оказывающие услуги населению, на любой системе налогообложения до 1 июля 2019 года еще могут выдавать вместо кассового чека БСО (бланк строгой отчетности) типографского изготовления.

Для предпринимателей на режимах ЕНВД и ПСН, которые заняты розничной торговлей или услугами общепита, предусмотрены другие сроки обязательного перехода на кассовые аппараты. Подробнее об этом читайте ниже.

Пока что применять кассовый аппарат обязаны розничные продавцы на системах налогообложения УСН, ОСНО, ЕСХН, если покупатель расплачивается с ними наличностью или платежной картой с помощью POS-терминала.

А кроме того, Минфин настаивает на том, чтобы кассовый чек выдавался и при получении оплаты от физического лица напрямую на расчетный счет продавца (письмо от 28.04.17 № 03-01-15/26324). Это неожиданная точка зрения оспаривается специалистами в учете, но ведомство пока что свое мнение не меняет.

Если же оплата картой происходит в онлайн-режиме, например, при покупке в интернет-магазине, то в письме ФНС от 21.03.2017 г. № ЕД-3-20/1911 указывается, что электронный кассовый чек должен выдаваться с 1 июля 2018 года.

Кассы для спецрежимов ЕНВД и ПСН

Работа без кассового аппарата на режимах ЕНВД и ПСН не мешает расчету налогов, ведь реальная выручка для этого не нужна. Налог считают от торговой площади, и предприниматель заранее знает эту сумму.

Именно поэтому для вмененщиков и ИП на патенте установлена отсрочка на применение кассовых аппаратов. Первоначально срок обязательного перехода на ККТ для этих режимов был установлен на 1 июля 2018 года.

Позже некоторые законодатели, по просьбе малого бизнеса, попытались провести законопроект о переносе этого срока на 1 января 2021 года. Но вместо этой инициативы Госдума приняла предложение Минфина, по которому срок перехода перенесен всего на год, причем, не для всех индивидуальных предпринимателей.

Нужна ли онлайн касса ИП на патенте в 2019 году, зависит теперь от того, есть ли у него работники, принятые по. Еще один критерий – вид деятельности.

Согласно закону от 27.11.2017 № 337-ФЗ, с 1 июля 2018 года кассовые аппараты потребуются только предпринимателям на ЕНВД и ПСН, если они ведут розничную торговлю или занимаются общепитом, привлекая наемный персонал. Если же работников по этим видам деятельности нет, или ИП оказывает услуги населению (независимо от наличия работников), то ККТ можно устанавливать позже — с 1 июля 2019 года.

Продажа пива

В сфере применения ККТ есть спорная ситуация, связанная с продажей пива. Здесь образовалась правовая коллизия, когда нормы одного федерального закона противоречат нормам другого. При этом суды и налоговые органы расценивают ситуацию по-разному.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 11.07.14 № 47 признал, что при таком конфликте правовых норм учитываться должны положения специального закона, регулирующего продажу алкоголя, в том числе, пива.

А значит, для ИП на патенте и для ИП на ЕНВД при продаже пива кассовый аппарат нужен уже с 31.03.17. Причем, не только в розничной торговле, но и при оказании услуг общественного питания (раньше кафе и бары на этих режимах кассу не применяли).

Однако Минфин и ФНС придерживаются другой точки зрения и считают, что даже продажа пива не меняет сроков перехода, установленных для ЕНВД и ПСН, т.е. не ранее 1 июля 2018 года (письма от 11.01.17 № 03-01-15/215 и от 21.08.17 № СА-4-20/[email protected]).

Но в 2019 году вопрос о необходимости ККТ при продаже пива уже не стоит. А рано или поздно кассовая техника будет нужна практически всем розничным продавцам и исполнителям услуг, получающим оплату от населения.

Компенсация расходов на приобретение касс

Когда вопрос повсеместного внедрения онлайн-касс обсуждался на самом высоком уровне, чиновники пообещали, что затраты, которые вынужден понести малый бизнес, будут ему компенсированы. Это, конечно, будут не выплаты из бюджета, а так называемый налоговый вычет, т.е. уменьшение налога к уплате. Но и здесь оказалось все совсем непросто.

Для предпринимателей, работающих на режимах, где учитываются расходы (ОСНО, ЕСХН, УСН Доходы минус расходы) ничего не изменилось. Им просто позволено учитывать при расчете налога затраты на приобретение и установку ККТ.

Что же касается таких режимов, как ЕВНД и ПСН, где расходы не учитываются, то предприниматели вправе получить налоговый вычет. После подачи специального заявления можно уменьшить квартальный налог или стоимость патента на сумму не более 18 тысяч рублей за одну единицу техники.

И только для УСН Доходы компенсация затрат на приобретение касс не предусмотрена. Расходы на этом режиме не учитываются, а право уменьшить авансовые платежи или сам годовой налог этим предпринимателям чиновники пока не дали.

Итоги

Вопрос применения кассовых аппаратов индивидуальными предпринимателями достаточно сложен, поэтому мы еще раз повторим все нюансы:

  1. Нужна ли касса для ИП на УСН в 2019 году? Да, нужна. А кроме того, выдавать кассовые чеки при оплате наличными или картой обязаны розничные продавцы на ОСНО и ЕСХН. Исключение – незначительный перечень ситуаций, указанных в статье 2 закона «О ККТ» № 54-ФЗ. Среди них продажа билетов, мороженого и газет в киосках, разносной торговли и др.
  2. Предприниматели, оказывающие населению услуги на режимах УСН и ОСНО, могут до середины 2019 года выдавать вместо кассовых чеков БСО типографского образца. После этого надо устанавливать либо ККТ, либо автоматизированную систему для выдачи бланков строгой отчетности. Исключение — патентных видов деятельности, указанный в статье 2 закона № 54-ФЗ.
  3. Для предпринимателей на ЕНВД и ПСН срок перехода на кассы зависит от двух условий – наличия работников и видов деятельности. Если это услуги, а также розничная торговля и общепит без привлечения работников, то этот срок перенесен на 1 июля 2019 года. Если же ИП имеет работников, но занимается торговлей или общепитом, то ККТ потребуется с 1 июля 2018 года.
  4. ИП, выбравшие вмененку или купившие патент, могут получить налоговый вычет на сумму не более 18 тысяч рублей за одну единицу техники. Работающие на УСН Доходы минус расходы, ОСНО, ЕСХН учитывают затраты на приобретение ККТ в своих расходах. Для УСН Доходы компенсационный механизм по учету затрат на кассы не разработан.
Добавить комментарий